«Будьте сами себе светильниками!»

Dec 09, 2013 08:53

Давно уже хочется написать немного об буддизме. Всё-таки когда живешь здесь - пропитываешься местной атмосферой, и от религиозной традиции деваться некуда, проникает. К тому же иногда я почитываю разные документы. Ниже - вольный пересказ и мои мысли.

Ведь это древнейшая мировая религия, расцвет которой пришелся на V век до н.э. Христианство моложе на пять веков. Впрочем, на первый взгляд буддизм предстает скорее философией. Кроме того, несмотря на древность, буддизм очень современен, особенно сегодня. Хотя бы уже потому, что в некотором роде учитывает множество парадоксов современных научных исследований структуры мироздания, и это чудо, по-моему (ну,об этом вы сами найдете при желании). Сразу оговорюсь - я буду писать в основном именно о раннем буддизме, который мне интереснее и ближе.

Нет в буддизме бога-творца, нет сына божьего - посланника людям. Нет безусловной, безоговорочной веры, преданности, как и веры в сверхъестественные силы. Нет единой священной книги. Зато есть огромное количество "словесоплетений" (как я это называю) различных буддистов, поточное производство разнообразной литературы, множество течений - и чуть позже вы поймете, почему все так. Есть Будда - человек, который был против собственного обожествления и на первое место всегда ставил только одно по сути - свое учение, Дхарму. Восьмеричный путь начинается не со слепой веры, а с правильных взглядов.

Добавлю пару понятий: карма - моральное воздаяние за действие, сансара - бесконечное перерождение, нирвана - остановка, прекращение сансары по сути. В раннем буддизме сансара - это зло, от которого надо избавиться. Это пожалуй единственное, что по-настоящему есть в буддизме от религии - обещание человеку избавления от несчастья и страданий.

Причем вся ответственность за собственную жизнь и путь лежит на человеке. Нет страха перед наказанием от некого внешнего всесильного бога за нарушение заповедей. В христианстве страдание - наказание за грехи, испытание на прочность веры, очищение. Достаточно взглянуть на распятие. Вспомним неизменную полуулыбку Будды..совсем другое это. Бессмертие души здесь выкрашено в совершенно противоположные цвета. Вечная душа - крайность, смерть - просто другая крайность. Конечно, это делает буддизм политически слабым (сами понимаете). Нет высшей инстанции извне. «Будьте сами себе светильниками!» (с) Будда. С другой стороны, в этом и сила буддизма - он возвращает человека к самому себе, побуждает к саморазвитию. Ставка на сознании и воле. Вместо утешения - знание. Сострадание в буддизме - это не жалость, а нацеливание на преодоления страдания. Главный теоретический вопрос - не устройство мира, а реакция человека на мир, в котором мы - неотъемлемая часть процесса. Учение - это прежде всего был практический инструмент, руководство по спасению, а не позиция, мнение Будды.

Это, знаете, как у французского социолога Луи Дюмона - есть отдельность человека, который в социуме - «мирская индивидуальность», а есть внемирная - отшельническая. Два вида одиночества.


Previous post Next post
Up