Мова дэмакратыі і мова дыктатуры / в развитие темы

Oct 19, 2012 17:59

Николай Халезин

Синдром немоты

Когда читаю эссе Сергея Дубовца, испытываю одновременно политологическое раздражение и литературное наслаждение. Собственно, и то, и другое является комплиментом автору, который каждой своей новой работой пытается вызвать в обществе дискуссию. И это удается ему гораздо лучше абсолютного большинства записных ( Read more... )

политика, война, лишенцы, литература, образование, Беларусь, пресса, размышления, кризис

Leave a comment

pulman October 19 2012, 17:30:37 UTC
Коля, любой политик, который попытается решить языковую проблему в Беларуси, автоматически станет политическим трупом. К сожалению, и самой проблемы уже нет, общество русскоязычно.

Reply

kilgor_trautt October 19 2012, 18:06:23 UTC
Проблема есть, и ее будет решать следующая власть - хочет она того, или нет. чешский возродился спустя двести лет, и существует спокойно. вообще не вижу проблемы сделать язык модным и популярным. начинать с молодежи, а дедов не трогать.

Reply

pulman October 19 2012, 18:18:43 UTC
Посмотри, когда возрождали чешский, тогда и по фински одни крестьяне в лесу говорили, и что творится сейчас, время совсем другое. Честно говоря, я не вижу никакой реальной возможности решить эту проблему - насильно не заставишь, будет бунт, чтобы сделать модным и популярным, нужно сложить огромные средства, которые еще долго будут нужны совсем на другие цели (долги обслуживать, например), и без всякой гарантии, что это сработает. Людям понятно, зачем учить английский или немецкий, даже польский, зачем им белорусский, они понять не могут, продукта на этом языке пока нет и не факт, что будет даже при финансировании хотя бы на уровне советского. Видимо, всем придется принять русский язык в Беларуси как данность.

Reply

kilgor_trautt October 19 2012, 18:31:12 UTC
Андрей, да я понимаю все эти аргументы. И понимаю, что риск гибели языка очень велик. Но я знаю и то, что возрождение чего-либо происходит часто не благодаря, а вопреки. есть огромное количество энтузиастов, причем людей, которые в этой теме готовы бороться не день-неделю, а всю жизнь. и есть у многих азарт и желание реализовать идеи в этой сфере. я уверен, что это может сработать. в начале 90-х мой тесть за 3 года перевел обучение в Театралке на белорусский на 61%. и никто не возмущался -- наоборот.

Reply

pulman October 19 2012, 18:40:58 UTC
Погибнуть он не погибнет, но на равных с русским использоваться вряд-ли будет.

Reply

kilgor_trautt October 19 2012, 18:51:19 UTC
это покажет время. и кому, как ни тебе знать: исторический период может состоять из дня, а может из веков))

Reply

pulman October 19 2012, 19:32:55 UTC
Самый реальный вариант - ирландский, все уважают, чтят, но почти никто не пользуется.

Reply

kilgor_trautt October 19 2012, 19:37:31 UTC
да, и уэльсский. ты знаешь, я в этом убежден, наверное потому, что живу сейчас в Великобритании. здесь это нормально, при том, что все трезво понимают -- никто в мире не станет говорить на ирландском, но, при этом, всегда найдется свой Стефан Эрикссон.

Reply

pulman October 19 2012, 19:40:45 UTC
Я поэтому и привел этот пример, как наиболее близкий тебе ).

Reply

kilgor_trautt October 19 2012, 19:46:24 UTC
да, понял))

Reply

pulman October 19 2012, 19:45:14 UTC
зачем спорить с пропагандоном?

Reply

pulman October 21 2012, 03:28:01 UTC
думаю, вы ошибаетесь насчет пропагандизма пульмановского. просто понаехавший масквич, вообразивший себя icтинно русскiм человеком. такое почему-то довольно часто встречается среди перебравшихся из Беларуси в москву евреев. вероятно ими овладевает russkaya duhovnost.

Reply


Leave a comment

Up