Идея спектакля Trash Cuisine возникла три года назад. Тогда же о его постановке мы вели переговоры с одним из ведущих немецких театров, но проект тогда так и не случился, - победил аргумент «смертной казни в Европе нет». Наше предчувствие важности этой темы оказалось пророческим - весной 2012 года в Минске казнили Влада Ковалева и Дмитрия Коновалова. Казнили, не предъявив в суде ни одного факта доказательства их вины. К этому моменту у нас уже нашлись партнеры, в том числе и финансовые, для осуществления проекта - Европейский Культурный фонд и голландский Фонд Принца Клауса. Изначально нам предлагалось самим выбрать тему постановки, и мы сразу назвали тему - смертная казнь. Наше предложение было принято без обсуждений.
Ограничиваться белорусской темой мы не собирались изначально, поскольку сегодня казни происходят на всех континентах, за исключением Австралии. Причем, если в Беларуси казнят несколько десятков человек в год, то в США приговоренные к смерти исчисляются сотнями, а в Китае тысячами. Мы решили взять истории со всех континентов, при этом трактуя смертную казнь не только как лишение жизни человека государством, но общественной группой или другим человеком. Сбор и поиск материала занял в общей сложности почти три года, а в финальной фазе подготовки свою помощь нам оказал швейцарский офис Amnesty International, предложив оплатить экспедицию в четыре страны на выбор. Мы выбрали Таиланд, Малайзию, Китай и Иран. Amnesty International, проконсультировалась со своей службой безопасности, и исключила из списка Китай и Иран, сославшись на то, что не могут гарантировать нам безопасности в этих странах, и, в случае появления стоп-листа белорусских спецслужб, эти страны с удовольствием выдадут нас белорусским властям. В итоге, Китай и Иран заменили на Гану, где применение смертной казни приостановлено. В финальную версию спектакля в итоге вошли истории из США, Великобритании, Руанды, Таиланда, Аргентины и Беларуси.
Когда мы начали репетиционный процесс в Амстердаме, у нас не было не только текста пьесы, но ни одного завершенного сюжета. Это был целенаправленный выбор - материал должен был рождаться непосредственно в репетиционном зале, при участии всей творческой группы. Безусловно, были базовые заготовки историй, но лишь в форме эскизов и рассказов. Это был один из вызовов данного проекта - каждую историю рассказать, пользуясь иным изобразительным средством, объединенным лишь общей темой - кулинарией. В итоге, одна из историй рассказана в виде монолога, другая - диалога, третья - через цифры, сопутствующие жизни человека, четвертая - через танец...
Вторым вызовом стала хореографическая канва спектакля. До сих пор мы использовали в спектаклях хореографию лишь фрагментарно, при выстраивании отдельных сцен. В Trash Cuisine я решил насытить действие не только мощной физикой, но и хореографией, опирающейся на бытовую пластику. Для этого в проект была приглашена австралиская хореограф Бриджет Фиске, которая, на мой взгляд, справилась со своей работой блестяще.
Треий вызов - язык. Я хотел изначально создать этот спектакль на английском языке, поскольку, при плотном насыщении спектакля физическим действием, аудитории сложно отвлекаться от зрелища, читая субтитры. Именно этим обусловлено участие в спектакле трех англоязычных актеров: американки Стефани Пан, австралийки Эстер Мугамби и британца Филиппа Спэлла. И если Стефани и Эстер уже работали в нашем проекте Eurepica.Challenge, то Филиппа я отбирал по кастингу среди британских актеров театра и кино, которые не очень готовы к этюдному методу работы, и изначальному отсутствию драматургического материала. Но Филипп блестяще справился с задачей, предложив несколько очень ярких сцен и приняв на себя функции лидирующего актера на площадке. Оговорюсь, что иностранным актерам пришлось очень непросто в конкуренции с актерами Свободного театра, способными выдавать на протяжении дня по 4-5 этюдов невероятно высокого уровня. И я говорю не только об актерах основного состава, но и о наших студентах, которые, собственно, и стали четвертым вызовом этого проекта.
Но это был уже не вызов Свободного театра, а мой персональный вызов. До этого студенты театральной лаборатории Fortinbas уже играли в спектаклях, причем, в одном случае заработав Первый приз Эдинбургского фестиваля со спектаклем «Минск’2011», а во втором, представив Беларусь в актерском составе «Короля Лира» на предолимпийском театральном фестивале на сцене легендарного Шекспировского театра «Глобус». Но в тех случаях с ними работал Володя Щербань, и мне выпало «тестировать» наших студентов в деле уже для премьеры на сцене Королевского театра Нидерландов. Надо сказать, они с честью вышли и из этой передряги.
И пятый вызов - работа с живым звуком на сцене. До сих пор я использовал в спектаклях квази-живую музыку - Лавр Бержанин работал со мной в качестве диджея, создавая саундтрек спектакля во время действия. В Trash Cuisine на сцене появился живой музыкант, работающий во время спектакля нон-стоп - американо-белорусский гитарист-виртуоз и мультиинструменталист Аркадий «Аркан» Юшин. Мы дружим с ним больше двух десятков лет, но только весной этого года начали работать вместе, когда я предложил ему написать музыку к спектаклю Czas Kobiet, который ставил в Teatre Polskim в Варшаве. Аркан обладает невероятным композиторским чутьем, которое потрясающе конвертируется в звуковой ряд спектакля. Нынешняя работа была вызовом и для него, до сих пор занимавшегося написанием музыки в тиши студии, а не на площадке в компании сумасшедших актеров, требующих звук «здесь и сейчас».
Тема кулинарии, на которой базируется канва Trash Cuisine, возникла в одном из разговоров, когда мы обсуждали тему того, как перемалываются человеческие судьбы, столкнувшись с насилием. Возникший в голове образ салата из фрагментов человеческой жизни и дал спектаклю кулинарный «фундамент». Уже во время работы над материалом мы поняли, насколько точным оказался этот образ - начиная от воспоминаний детства приговоренных к смерти, и заканчивая их предсмертным желанием последней трапезы. Помимо кулинарной темы мы привнесли в материал несколько монологов и фрагменты диалогов из пьес Шекспира - единственного из драматургов, описавших практически все виды смертной казни: от обезглавливания и повешения, до «смертельной инъекции» в «Гамлете».
Сегодня уже могу сказать, что это была для меня самая сложная и самая ответственная работа за все время занятий театром.
Несколько цифр репетиционного периода. Актеры подготовили и показали 105 этюдов. Было использовано более тонны различных продуктов. 5 часов Филипп Спэлл провел на кухне известного амстердамского ресторана, работая под началом выдающегося голландского шеф-повара. Около 300 часов репетиций провели актеры при подготовке спектакля. В актерском составе принимало участие 2 кормящих мамы. За репетиционный период участников творческой группы посетило 6 детей. Хореографический пролог, который длится 4 минуты 40 секунд репетировался в общей сложности около 25 часов. 2 студента театральной лаборатории Fortinbras, не занятые в спектакле, приехали в Амстердам за свой счет и бесплатно работали в качестве ассистентов помощника режиссера на протяжении двух недель. Творческая группа, работающая над спекталем, состояла из 26 человек.
Творческая группа:
Драматургия: Николай Халезин и Наталья Коляда, при участии Филиппа Спэлла, Олега Сидорчика и Клайва Стаффорд Смита
Режиссура, сценография, костюмы, свет: Николай Халезин
Актеры: Виктория Биран, Павел Городницкий, Сергей Кваченок, Эстер Мугамби, Стефани Пан, Олег Сидорчик, Филипп Спэлл, Анастасия Щербак
Музыка: Аркадий «Аркан» Юшин
Хореография: Бриджет Фиске
Помощники режиссера: Светлана Сугако и Надежда Бродская
Переводчик - ассистент режиссера: Ольга Москалева
Продюсирование: Наталья Коляда и Николай Халезин
Спектакль Trash Cuisine, как и большинство проектов Белорусского Свободного театра, имеет свое послание к обществу. На этот раз с премьерного спектакля в Амстердаме стартовала международная гражданская кампания "Верните тело". Свободный театр инициировал ее вместе с Любовью Ковалевой - матерью казненного Влада Ковалева. Эта кампания призывает белорусские власти пересмотреть нелепое правило не выдавать родственникам тело казненного. Любовь Ковалева хочет захоронить тело сына, согласно традициям.
Амстердам-Роттердам. Нидерланды. 5-7 октября 2012 | photo © kilgor_trautt