Как вы уже знаете из поста с виртуальной экскурсией по улице Старостина в Баренцбурге, в этом доме в своё время были больница, общежитие, дом быта и почта. Сейчас я немножко расскажу о каждом периоде дома №20. К сожалению куда-то делись фото комнат, может я случайно удалила. Остались только детали, артефакты прошлого времени.
Дом №20 на улице Старостина, Баренцбург
БОЛЬНИЦА
Полярники 1970-х вспоминают, что второй этаж «двадцатки» занимало общежитие, а первый - больница. В её истории особое место принадлежит главному врачу больницы, хирургу С.И. Филиппову. Приехав из Донецка, он проработал на Шпицбергене более 13 лет и до последнего стоял на страже здоровья полярников. Филиппов сам оперировал пациентов, принимал роды. Когда больница переехала в новое здание, на нём появилась памятная доска с фамилией доктора Филиппова.
- На этаже было несколько палат. В одной лежали роженицы, в других - пациенты с травмами и переломами. В начале 1977 года уже строили новую больницу, и к лету её сдали. Больница переехала, освободив в «двадцатке» площади под жильё - в посёлке его не хватало, и многие селились по четыре человека в комнате, - вспоминает жительница Баренцбурга в 1970-е гг. москвичка Ольга Касимова.
- Комнаты были огромные и своим видом по-прежнему напоминали больничные палаты: серые обои, тумбочка, кровать, столик да электроплитка, которую прятали всякий раз при виде инспектора по пожарному надзору. Жили в доме и холостые, и семейные, - вспоминает Надежда Журкова, жительница Баренцбурга в 1970-е гг.
Дом №20 на улице Старостина, Баренцбург
ДОМ БЫТА
В 1988 году Мурманское Управление бытового обслуживания населения решило создать в Баренцбурге и Пирамиде свой комбинат. Руководителем обоих подразделений назначили Надежду Ефимовну Редьку.
- В Пирамиде комбинат бытового обслуживания (КБО) разместили в так называемом «семейном доме», а в Баренцбурге - в доме №20, - вспоминает Надежда Ефимовна. - Из Мурманска я привезла семь контейнеров с оборудованием: швейными машинками, бобинными магнитофонами, фотоаппаратами и другой техникой. На работу с материка прислали швей и фотографов, остальные вакансии заняли местные полярники - для них это была хорошая подработка.
После торжественного открытия КБО заработала студия звукозаписи, мастерские по ремонту часов, пошиву и ремонту одежды, обуви, телерадиоаппаратуры, видео и фотосалон, парикмахерская, прокат.
Дом №20 на улице Старостина, Баренцбург
Мастерские работали до 20:00. Салон звукозаписи - до позднего вечера, а видеосалон даже по ночам - по просьбам полярников показывали фильмы с видеокассет. За короткий срок КБО завоевал среди населения добрую славу. Жители приходили отвлечься от работы и не спешили расходиться. Особенно популярен был видеосалон, который давал выручку больше, чем все мастерские вместе взятые.
Фотографы делали замечательные снимки природы Шпицбергена, праздничных мероприятий. Здесь же, в салоне, можно было приобрести фотографии на память. В студии звукозаписи музыку и голосовые письма записывали на кассеты, которые отправляли на родину. На втором этаже располагалось общежитие.
КБО существовал до 1992 года. Прекратил своё существование Советский Союз, Мурманское Управление бытового обслуживания населения распалось на мелкие кооперативы, комбинат перестали финансировать. Надежда Редька закрывала КБО и вывозила оборудование и остатки материалов обратно в Мурманск. Комнаты снова отдали под квартиры. Вывеска «Салон бытового обслуживания», привезенная Надеждой из Мурманска в 1988 году, до сих пор хранится в доме №20.
Дом №20 на улице Старостина, Баренцбург
ПОЧТА
В Мурманске развивалась почтовая связь, и на Шпицбергене основали свои отделения связи - «Мурманск-28» (Баренцбург) и «Мурманск-58» (Пирамида). Некоторое время в Баренцбурге почта размещалась на первом этаже дома №20, по соседству с КБО. Почту (письма, газеты, журналы, бандероли) доставляли на Шпицберген 1-2 раза в месяц самолетом. Почтальон отправлялась за ней в аэропорт Лонгйира на вертолёте Ми-8, а в навигацию - на катере. Почту также возили сухогрузами. Письма приходили в больших мешках. Бывало, до девяти мешков за один раз. Раньше в поселке жило около 1300 человек, и процедура выдачи писем занимала целый день. Почтальон выходила в коридор со стопками конвертов и громко читала фамилии адресатов.
Дом №20 на улице Старостина, Баренцбург
Позднее придумали новую систему: конверты раскладывали по ячейкам деревянной этажерки в коридоре. Письма лежали в алфавитном порядке. Волонтёры из числа местных жителей помогали сортировать почту. Работали они бесплатно, зато имели возможность первыми получить долгожданные весточки из дома. До остальных жителей Баренцбурга письма доходили в порядке живой очереди.
Когда становилось известно о прибытии почты, все сломя голову мчались в «двадцатку» - даже в непогоду. В тесном коридорчике собиралось столько людей, что яблоку негде было упасть. Каждый, с трудом пробираясь к этажерке, с жадностью хватал пачку писем на свою букву и при тусклом свете лампочки Ильича судорожно ее перебирал. Иной раз полярники находили в стопке до десяти писем - это были рекордсмены поселка, самые счастливые люди, которым завидовали. Оставшиеся в пачке письма возвращали на место, их перебирали другие. Мало кто мог удержаться, чтобы тут же не раскрыть конверт, пристроиться в укромном уголке и прочесть, а потом перечитать письмо еще и дома - таким долгожданным и радостным событием был приход почты. Почтовое отделение «Мурманск-28» просуществовало до середины 1990-х годов.
Дом №20 на улице Старостина, Баренцбург
ОБЩЕЖИТИЕ
После переезда почты дом №20 используют только как общежитие. Когда-то здесь жили сотрудники мехцеха и семьи с детьми - отсюда было очень близко до работы, а также детского сада и школы. После переезда работников рудника в 2012 году в капитально отремонтированный дом №29, в доме №20 обосновались подрядчики. Фасад «двадцатки» обновили, поставили пластиковые окна, положили новую крышу. У каждого жильца были свои обязанности по содержанию дома - например, чистка снега зимой. Во время снегопадов дорогу убирает техника, а освобождать от снежных заносов подходы к дому - была задача квартирантов, что они и делают в порядке очереди по номерам квартир.
Дом №20 на улице Старостина, Баренцбург
Сейчас дом стоит в ожидании реконструкции и обновления содержания. Что будет в «двадцатке» - неизвестно, возможно хостел, возможно общежитие для приезжих. Придёт время - увидим. А пока, когда я ещё там была, из дома вывозили старую мебель, убирали мусор и готовили к ремонту.
Из материалов журнала «Русский вестник Шпицбергена».
#всемвесна #10постовпроекта #ШпицбергенРядом