![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/789116/789116_original.jpg)
В 1936-м мастерская "Военпроекта", которой руководил Иосиф Юльевич Каракис, получила заказ на постройку жилого дома для командного состава КВО. Под площадку планировали отдать "пустырь", образовавшийся двумя годами ранее в результате сноса Георгиевской церкви. Каракис отказался осквернять святое место и память о храме, и здание было размещено в стороне от оставшегося церковного фундамента (сейчас на этом месте воздвигнут диковинный памятник пограничникам).
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/789458/789458_original.jpg)
Дом был сдан в эксплуатацию в 1937-м, сильно пострадал во время войны. В годы послевоенного восстановления Киева здание, вернее, оставшуюся от него "коробку", передали только образованной (в 1945 году) Академии архитектуры УССР. Каракис разработал несколько предложений по размещению музеев и залов заседаний Академии на верхних этажах центральной части здания, выполненной в виде большого портала с высокой аркой-проходом на Софийское подворье, по оси Золотоворотской улицы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/789711/789711_original.jpg)
Проект под апартаменты Академии архитектуры УССР, 1947-1949
Однако в конце 1940-х Киевский военный округ стал отвоевывать принадлежавший ему до войны дом, и коробка была снова перепроектирована под жилье.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/789831/789831_original.jpg)
Основной замысел Каракиса заключался в том, чтобы увязать силуэт здания с ансамблем Софийского подворья. В завершении бокового объема, выходящего на Владимирскую, архитектор спроектировал ажурную башенку со шпилем. Эта башенка стала отзвуком колокольни и куполов святой Софии, в перспективе она дополняла шпиль Андреевской церкви. По периметру одного из ярусов были расположены вписанные в тондо барельефы работы Ивана Петровича Кавалеридзе; стену украшали изящные необарочные оконные наличники с геральдическими знаками.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/790159/790159_original.jpg)
Башенка простояла неделю-две. По городской легенде, Никита Сергеевич Хрущев, принимая в Киеве коллегу - секретаря ЦК ПОРП Владислава Гомулку, показывал ему город. Проезжая мимо дома, Гомулка спросил, указывая на башню: а это что за церквушка? Во избежание вопросов иностранных гостей за одну ночь украшение ликвидировали.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/790933/790933_original.jpg)
Дом еще с башней. Она хорошо видна на фоне колокольни св. Софии
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/790463/790463_original.jpg)
Современное фото со стороны улицы Владимирской
Эта башенка, наряду с некоторыми другими элементами декора, стала одним из поводов для обвинения Иосифа Каракиса в украинском буржуазном национализме.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/790580/790580_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/791147/791147_original.jpg)
А "обезбашенный" дом стоит и сейчас. Здание состоит из пяти секций: первая - семиэтажная (ставшая таковой после съёма башни), шириной в 4 окна; вторая - пятиэтажная, более широкая, длиной в восемь окон; третья - центральная семиоконная с двумя ризалитами на флангах и треугольным щипцом посередине; далее идет четвёртая часть, симметричная второй, и завершает здание пятая секция, похожая на первую, но трехоконная и изначально задуманная без башни.
![](https://ic.pics.livejournal.com/kievlyanin2015/75789348/791465/791465_original.jpg)
"Масонские" знаки в подворотне как завершающий элемент декора
Источники:
1. Андрей Пучков Киевский архитектор Иосиф Каракис.
2. Борис Ерофалов-Пилипчак Архитектура советского Киева - К.: Издательский дом А+С - 2010