Виноградарь - один из крупнейших жилых массивов, где нет метрополитена и его строительство хоть и есть в планах, но точных сроков никто даже не рискует называть. В итоге жители Виноградаря вынуждены подъезжать к метро для дальнейших поездок - благо маршруты есть ко всем трем ветках.
Однако организованы они неоптимальным образом. Где-то закрывались заводы или наоборот появлялись новые точки притяжения. Строились новые станции метро! При этом изменения маршрутов были скорее косметическими, потому не удивительно, что сливки собирают маршрутки, а коммунальному транспорту остается возить воздух и льготников. Нет, конечно есть и загруженные участки коммунальных маршрутов, но все же существующие машины используются не совсем рационально.
Поскольку пополнение парка подвижного состава можно ждать долго и этим прикрывать существование маршруток-дублеров, транспортный эксперт Константин Тихомиров проанализировал существующие возможности перераспределения машин, которые уже есть в наявности. Я же, сокоординатор Совета по урбанистике Григорий Мельничук, возьму на себя объяснение в кратце и по сути мероприятий проекта, а Константин уточнит детали и дополнит.
Уже состоялось несколько встреч по обсуждению проекта в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА, и в дискуссиях мы постепенно приходим к единому мнению.
Суть проекта можно изложить буквально за абзац.
1) Тр5 и Тр26 меняем местами. Тр5 вместо Белицкой направляем на Виноградарь по схеме Тр26, перенаправляя на него машины с Тр26. В таком случае Тр26 по маршруту "м.Нивки - ул.Белицкая" - фактически укороченный автобусный маршрут А32, может работать с ним в одном графике и только в часы пик.
2) Тр23 и Тр35 меняем местами. Большая часть машин с Тр23 перенаправляем на Тр35, который продлеваем до Лукьяновки. Фактически, удаление самой дальней остановки Тр23 от остановки Тр35 - всего 800 метров, потому здесь можно оставить Тр23 как короткий подвозкой мартшрут до м.Дорогожичи. На Виноградаре трасса Тр35 оптимизируется, с учетом появления недавно Тр28.
3) Тр16 и Тр23 объединяются - по сути, Тр16 продлевается до конечной на Туполева, при этом остается проезд через Дорогожицкую, Рижскую, Вавилова. В итоге Тр23 можно или закрыть вовсе, или оставить пиковый маршрут до м.Дорогожичи.
4) Тр36 - восстанавливается маршрут "ул.Ивашкевича" - ст.м. "Нивки", как компенсация ликвидации заезда Тр35 на улицу Ивашкевича и на проспект Гондадзе в обе стороны. В итоге задействована вся троллейбусная сеть Виноградаря. На короткий маршрут до м.Нивки достаточно 3-4 машин - а 7-8 троллейбусов обеспечивают новую связь Виноградаря с а/с.Дачная.
5) Тр5 может иметь короткую версию до м.Шулявская или Воздухофлотского моста в часы пик.
Задачи проекта:
1) увеличение привлекательности троллейбусных маршрутов КП "Киевпастранс", соответственно - увеличение уровня доходов
2) перераспределение пассажиропотоков с Виноградаря на метро в пользу м.Сырец (зеленая линия, конечная) вместо нынешней м.Нивки (красная линия)
3) уменьшение пробегов троллейбусов с малой загрузкой
4) сокращение количества маршрутных такси на Виноградаре и Нивках в направлениях на Шулявку, Лукьяновку, центр.
Существуючая схема движения. Время от времени проводились эксперименты с маршрутами Тр23К до м.Дорогожичи и Тр16Д - до ул.Туполева.
Теперь перейдем к детализации аргументов в пользу проекта.
Первая пара маршрутов - Тр5 и Тр26. Тр5 - прекрасный насыщенный машинами машрут, который осуществляет уйму местных перевозок на проспекте Победы и бульваре Шевченка, это удобный выезд для Нивок не столько в центр (немногие на самом деле ездят от конечной до конечной), а до разных заведений на проспекте Победы. Однако за массивом Нивки Тр5 едет уже по малопопулярной улице Белицкой. В конце этого 1,4-километрового ответвления - всего несколько многоэтажек, по пути - теплицы и завод Квазар, пассажиропотоки к которому невелики. Кроме того, этот микромикрорайон обслуживает и автобус А32.
По подсчетам Константина Тихомирова, это ответвление генерирует пассажиропоток в часы пик до 400 человек/час - это по всем маршрутам Тр5, А32, Мт537, Мт518. Для этого вполне достаточно троллейбуса-одиночки раз в 10 минут! Тр5 по Белицкой реально возит воздух. Приведу подсчеты Константина:
В сторону центра, Нивок:
ул. Белицкая - на посадку собирается 120 чел./час (высадка не рассматривалась, так как интересен только кусочек, где ходит Тр5, он выезжает с конечной).
Завод Квазар - округленно в большую сторону 60 чел./час.
Квазар-микро - округленно 30 чел/час.
ул. Гречко - самая загруженная, но она уже перед самым примыканием к дороге с Виноградаря. 180 чел./час ждёт транспорт, и округленно 30 чел./час выходит из троллейбуса со стороны Белицкой.
В сторону Белицкой:
ул. Гречко - посадка 160 чел./час, высадка со стороны центра 200 чел./час. В троллейбусе аж до Белицкой доезжает стабильно в среднем 15 чел. на рейс.
Квазар-Микро - посадка 0, высадка округленно 30 чел./час.
Завод Квазар - посадка 0, высадка 40 чел./час.
ул. Белицкая (считался выход из всего транспорта, прибывающего с Нивок) - 330 чел./час.
Такие вот цифры.
С другой стороны, есть Тр26 - чистая подвозка до ближайшего м.Нивки, для поездки в заведения на проспекте Победы нужно пересаживаться на другой троллейбус или на метро. Неудивительно, что считая и часами, и кошельком, пассажиры используют маршрутки 455, 228 и 465, первая из которых весьма популярна. Конечно, троллейбус+метро=3+4грн=7 грн, маршрутка - 5 грн. И экономия времени.
А вот еще интересные данные - сравнение времени поездки на Тр5 и на Тр26 (в варианте до м.Нивки)+метро. Подсчеты велись путем замера в час пик времени движения троллейбусов Тр26 и пересадки на Тр5, но без учета времени пересадки. Пересадка в метро учтена - как и время пешего подхода к промежуточным остановкам. Как видим, метро начинает выигрывать только в самом центре, начиная от вокзала, - где уже пасспоток существенно сменяется.
Следующая пара маршрутов для реформы - Тр23 и Тр35. Скажу сразу - есть вопросы по трассировке на Виноградаре. Нынешние покатушки явно делают маршрут не столь привлекательным и требующим больше троллейбусов, потому предлагается сделать кольцо по просп.Гонгадзе, ул.Порика, просп.Правды. Конечный участок нынешней трассы прекрасно едет на м.Лукьяновская на Тр6, 18, 33, а жители проспекта Правды и Свободы в восточной части - на Тр28.
Итак, Тр35 - по сути, единственный маршрут, которым Киевпастранс прореагировал на открытие станций метро Дорогожичи и Сырец. Но подвозка к недогруженной зеленой линии подземки, тем более к ее конечной м.Сырец работает с непомерными интервалами в часы пик до 20-38 минут! В вечерний пик 10 сентября, согласно сайта ИзиВей, на маршруте длиной 12,6 км всего 3 троллейбуса! В утренний пик особенно троллейбусы переполнены - кто знает, когда они ходят или долго ждет. Остальные топают на маршрутки - 223 и 439.
В то же время в утренние пики Тр23 - фактически подвозка к м.Сырец, дальше троллейбусы полупустые. Трассы Тр23 и Тр35 повторяют друг друга на большом промеждутке, жители Нивок ездили бы и на Тр35 - если бы влезли.
Конечно коммуникация лицы Ивашкевича с Нивками, как и подстраховка в часы пик для Тр5, не помешает - потому можно ввести новый маршрут, а точнее, восстановить хорошо забытый старый - Тр36, "ул..Ивашкевича - ст.м. Нивки". Для обеспечения работы по этой трассе достаточно всего трех троллейбусов с интервалом в районе 15-20 минут. А если в распоряжении иметь больше машин - то логично объединить Тр36 и ныне не действующий Тр7-К, создав дополнительную связь Виноградаря и Нивок с автостанцией "Дачная". Маршрутки 437 и 581 демонстрируют, что такой пассажиропоток есть. Для интервалов в 18 минут нужно 6 троллейбусов всего, для 12 минут - 9. Оборот - 108 минут.
И третья пара - Тр16 и Тр23. Трассы накладываются также довольно существенно, а Тр16 в западной части трассы откровенно недогружен - у жителей Сырца есть метро в пешеходной доступности и еще уйма транспорта. С другой стороны, это крутая связь с центром и уйма местных поездок. Из предварительного анализа транспортной модели Киева следует вывод о логичности их объединения. Тр16Д кстати гипотетически существует - в утренние пики иногда делают такие длинные рейсы, чтобы довезти Нивки до м.Сырец и Дорогожичи. Ну и опять же альтернатива 439-й маршрутке, которая с Нивок везет пассажиров прямо в эту часть центра.
Глянем еще раз на обслуживание улицы Белицкой. Здесь помимо маршруток и Тр5 есть А32 - и обновленный Тр26 "ул.Белицкая - м.Нивки" полностью повторяет часть трассы автобуса.
Базовая суть проекта - перераспределение приоритетов пяти троллейбусных маршрутов и открытие одного нового.
В результате появляется 3 мощных маршрута - Тр5, Тр16 и Тр35 - и три дополнительных - Тр23, Тр26, Тр36.
Тр23 можно закрыть вовсе, но логичней оставить в часы пик - в укороченной версии до Дорогожичей.
Тр26 также может быть пиковым - поскольку трасса полностью дублируется автобусом А32, с которым необходимо синхронизировать графики. Тр26 в пики имеет еще одну функцию - удобный подвоз Нивок к одноименному метро. Из-за того, что все маршруты через район идут транзитом, уже забитые, попасть в час пик в транспорт сложно. В непиковое же время с этой функцией вполне справится Тр5, следующий с Виноградаря.
Продолжая тему пиковых маршрутов, вполне логичным может быть и Тр5К - с конечной то ли на м.Шулявская, то ли на Воздухофлотском мосту. Однако эти развороты могут вводится в оперативном режиме диспетчером.
Теперь взглянем на подсчеты Константина Тихомирова по поводу подвижного состава и распишем детально каждый маршрут.
1. Тр5 "просп.Свободы - пл.Льва Толстого".
Функции: подвоз Виноградаря к м.Нивки, объектам на проспекте Победы, до центра доедут единицы. Функция подвоза Нивок к проспекту, местных перевозок по нему и в центре остается.
Машин в пик Интервал в пик Машин в межпик Интервал в межпик
До реформы
(конечная на Белицкой): 12 ед. 9-10 мин.
После реформы
(конечная на Виноградаре): 18 ед. 6 мин. 11 ед. 10 мин.
Итого - на маршрут для уменьшения интервала при удлиннении трассы с 13,9 км до 15,9 км (всего-то на 13%!) требуется дополнительно 6 троллейбусов. 5 из них перенаправляются с Тр26, один - из новых поступлений, они еще по кредитной программе не завершены. Да, это подсчеты без версий Тр5К, когда в пик можно обойтись и меньшим числом машин.
2. Тр26 "ул.Белицкая - м.Нивки" (пиковый, синхронизирован с А32)
Функция: подвоз с улицы Белицкой и окрестных к м.Нивки в помощь А32 и подвоз жителей Нивок к м.Нивки в часы пик.
Машин в пик Интервал в пик Машин в межпик Интервал в межпик
До реформы
(конечная на Виноградаре): 9 ед. 7 мин.
После реформы
(конечная на ул.Белицкой): 4 ед. 10 мин. - -
Итого с маршрута перенаправляется 5 троллейбусов на Тр5, в межпиковое время есть возможность обойтись А32.
3. Тр35 "ул.Ивашкевича - ст.м.Лукьяновская"
Функции: подвоз жителей Виноградаря к м.Сырец, м.Дорогожичи, перевозки жителей Нивок до Лукьяновки, обслуживание местных поездок на улицах Щусева, Мельникова.
Машин в пик Интервал в пик Машин в межпик Интервал в межпик
До реформы
(конечная на м.Дорогожичи): 4 ед. 21-38 мин.
После реформы
(конечная на м.Лукьновская): 8 ед. 10-11 мин. 7 ед. 11-12 мин.
Итого - на маршрут Тр35 перебрасывается 4 троллейбуса с Тр23.
4. Тр16 "ул.Туполева - Майдан Независимости"
Функции: подвоз жителей Нивок к м.Сырец, районам Дорогожичи и Лукьяновка (функции нынешнего Тр23), обслуживание улиц Рижская, Вавилова, Дорогожицкая, а также местные поездки в центральной части. Нивки получают дополнительную прямую связь с центром без метро.(ныне это Мт439).
Машин в пик Интервал в пик Машин в межпик Интервал в межпик
До реформы
(конечная на ул.Щусева): 7 ед. 11 мин.
После реформы
(конечная на ул.Туполева): 12 ед. 9 мин. 11 ед. 10 мин.
Итого - на сохранение интервалов нужно дополнительно 5 троллейбусов. 2 из них можно взять с укороченного и облегченного Тр23, еще 3 - дополнительные. Или же если мы рассматриваем приоритетно объединение Тр23 и Тр16, то забираем с Тр23 еще эти три машины, и дополнительно искать придется уже для Тр23.
5. Тр23 "ул.Туполева - м.Дорогожичи" (пиковый)
Функция - подвоз жителей Нивок к м.Сырец и м.Дорогожичи в час пик, как подстраховка Тр16 в случае заторов в центре. В непиковое время эту функцию выполняет Тр16.
Машин в пик Интервал в пик Машин в межпик Интервал в межпик
До реформы
(конечная на м.Лукьяновская): 10 ед. 6 мин.
После реформы
(конечная на м.Дорогожичи): 4 ед. 9 мин. - -
Итого - мы высвобождаем целых 6 троллейбусов, 4 из которых перебрасываем на Тр35, а еще 2 - для удлиннения Тр16. Или как выше описано, приоритетно перебрасываем с маршрута 3 машины на Тр16, остается одна, к которой дополнительно нужно 3 троллейбуса.
6.Тр36 "ул.Ивашкевича - м.Нивки" (новый)
Функция - подвоз жителей ул.Ивашкевича, проспекта Правды к красной линии метро, поездки в западную часть города, обеспечение обслуживания жителей просп.Гонгадзе (здесь Тр35 работает в сторону конечной "просп.Свободы", а Тр36 - в обратную). Удлиненный вариант полностью обеспечивает поездки к а/с "Дачная", обеспечивает подмогу Тр7 на самом загруженном участке.
Машин в пик Интервал в пик Машин в межпик Интервал в межпик
короткий вариант
(конечная на м.Нивки): 4(5) ед. 17 (13) мин
После реформы
длинный вариант
(конечная на ул.Чернобыльськой): 6 (9) ед. 18 (12) мин. - -
Окончательные итоги:
Длина маршрута Количество машин
Тр5 13,9 > 15,9 км 12 > 18
Тр16 8 > 11 км 7 > 12
Тр23 7,9 > 4,6 км 10 > 4
Тр26 8 > 4,9 км 9 > 4
Тр35 12,6 > 11 км 4 > 8
Суммарно: 50,4 > 47,4 км 42 > 46
В варианте, когда Тр23 просто закрывается, получаем сокращение общей длины маршрутов до 42,8 км. (т.е. на 15%!) при том же числе троллейбусов. Если же смотреть непиковое время, то длина маршрутов сокращается до 37,9 км (еще минус Тр26) - получаем сокращение на 25%! Это значит, что при сохранении зон обслуживания маршруты будут более надежны.
При введении дополнительного маршрута Тр36 длиной 9,7 км. общая маршрутная сеть увеличивается с 50.4 км до 57,1 км, однако без учета пиковых Тр23 и Тр26 - всего до 52,5 км. Для запуска Тр36 необходимо дополнительно 3-9 машин или перераспределение интервалов движения. Однако эти детали лучше продемонстрирует транспортное моделирование.