Этот день рожденья, который проходил в октябре прошлого года, был на сегодняшний день самым масштабным моим проектом. Я решила купить наконец-то Методичку (
http://orangefrog.ru/metodichka-pishem-scenarij-detskogo-tematicheskogo-prazdnika/) замечательной Юлии Луговской
julug и Квестодел (
http://orangefrog.ru/kvestodel/), написанный Юлией в соавторстве с Аней Бабушкиной
hanna_summary, чтобы как-то упорядочить весь свой хаос в голове. Хочу выразить огромную благодарность авторам, оба пособия - настоящий кладезь идей и практических указаний, любая туманная задумка вроде "надо бы как-то обыграть Соню, спящую в чайнике" вдруг принимает чёткие очертания и логически встраивается в общий ряд событий. Ну а самое главное, дети подрастают, и можно уже делать упор на квесты, а не на игры, что делает праздник гораздо более эмоционально насыщенным и зажигает детей таким азартом, что потом их трудно остановить )) Квестодел - это многоуровневый инструмент, который можно использовать как для загадок нечитающим детям, так и для умных многоопытных старших, пределом тут может быть только ваша фантазия и энтузиазм.
Таким образом, после долгих самостоятельных мучений, я начала действовать по инструкции. Села перечитала Алису, сформулировала для себя задачу праздника, а дальше пошло довольно гладко - главный толчок был дан. Моя единственная проблема как всегда в том, что я не могу рассчитать время и заранее всё подготовить, потому что полностью идея оформлась и отшлифовалась только за 2-3 дня до дня X, поэтому множество мелочей, из которых и состоит квест, всё равно пришлось доделывать в последний момент. Но результатом я довольна - дети были абсолютно счастливы, мы здорово повеселили взрослых, и я сама получила массу удовольствия от процесса.
Важным этапом подготовки было то, что я заранее познакомила своих детей с разными способами шифровок и головоломок, и использовала все те же приёмы, которые были задействованы в праздничном сценарии, в утреннем домашнем квесте, по которому они искали подарки. В результате на празднике мне не приходилось подсказывать, даже наоборот - их пыл и желание быть впереди всех нуждались в сдерживании )
Отчет о празднике.
Участвовало семь детей - четыре девочки (именинница 6 лет, 8, 8 и 10 лет) и три мальчика (3 с половиной, 6 и 8 лет).
Девочки пришли первыми )
Погода нас чрезвычайно порадовала, был тёплый солнечный день. Мы собрались на нашей любимой поляне и для разминки поиграли в игры на знакомство c другого любимого сайта - Мышкин дом
http://janemouse.ru/?page_id=193, слегка модифицировав их под свои нужды (игра в Зоопарк была уже с героями Алисы).
"Меня зовут Афсанэ, и я умею играть на скрипке"
"Белый Кролик! - Шляпник! - Герцогиня!"
Дальше мы поговорили про то, что такое страна Чудес. Выяснилось, что это вообще-то сон, а значит, каждый из нас там бывал, и снова может побывать, если захочет. Но не все хотели. Сны-то разные бывают. Бывают страшные. А в страшном сне главное - вовремя проснуться, или сделать так, чтобы то, что тебя пугает, перестало тебя пугать. Дети с охотой рассказывали свои страшные сны. Потом оказалось, что когда Алиса убежала из своего сна, там осталась полная неразбериха и путаница, потому что у многих героев были не решены какие-то проблемы, что-то было не закончено, не выяснено, что-то надо было доделать. Мы подумали, если бы мы могли попасть в страну Чудес и помочь им всем, то Алисе (да и всем нам), наверное, перестанут сниться страшные сны?
Но как попасть в Страну Чудес?
Тут появился волшебный пузырёк, на котором нехитрым шифром было написано "Бегите за белым кроликом". Мимо как раз пробегал упитанный белый кролик, за которым тянулась длинная красная нитка. Уцепившись за эту нитку, чтобы не перепутаться, все побежали за кроликом, пролезли в нору (кусок чёрного флиса под деревом), потом прошли по дереву (оно лежачее) и спрыгнули вниз.
Фотограф не успел к месту действия, видно только издали.
Чтобы почувствовать, как Алиса падала в нору, стали падать назад, на руки взрослых.
Некоторые падали прямо так
Попав в волшебную страну, оказались в зале с дверцами. (За несколько дней до праздника, в одну из соседних квартир кто-то переезжал, поэтому в нашем распоряжении оказался огромный выбор замечательных чистеньких картонных коробок самого разного формата). В замочную скважину дверцы был виден сад, но дверца была заперта. Дети театрально зарыдали.
Плачем так горько, что просто нельзя удержаться от смеха
Очень скоро вокруг нас образовалось море слёз, в котором мы плавали, пока не стало тесно от всяких птиц. Тогда мы вылезли на берег, побегали по кругу, чтобы согреться, и решили разобраться, что же мы за птицы, чтобы в этом вопросе не было никакой неразберихи.
Ноги выше, руки шире, радость на лице - все мы не в начале, но и все мы не в конце (С)
Викторина с птицами была очень удачной частью праздника. Про каждую птицу я читала по нескольку фактов, задачи было две: догадаться, какая это птица, а потом догадаться, какой из фактов - неправда.
"А вот это интересный факт!"
При зачитывании самых невероятных фактов необходимо сохранять покерное лицо
Слушали и участвовали замечательно
"А ты что за птица?"
Поскольку многие факты про известных всем птиц звучат достаточно невероятно (например, что страус ударом ноги может убить льва, но при этом не прячет голову в песок, вопреки распространённому мнению), и детям, и взрослым пришлось поломать голову. В результате каждый ребёнок получил наклейку с угаданной птицей (картинки были взяты из интернета и распечатаны на липкой бумаге). У вороны на картинке в клюве оказался маленький ключик. Ребёнок, которому досталась ворона, немедленно в неё превратился и принёс нам новый пузырёк с шифровкой: "Ключ на дне моря".
Ищем ключ. Справа торчит одна из моих сценарных карточек.
Большой красивый ключ стали искать в мешке с шариками (лень было тащить в парк тазик с пенной водой). Нашли, открыли дверцу и радостно в неё пролезли, хотя некоторые и с трудом.
Оказались в саду. Там снова пробежал кролик с криком, что он потерял перчатки и веер. Мы подошли к его домику (домик я готовила дома вместе с детьми, так что хоть этот реквизит не был частью ночной программы) и каждый попробовал посидеть в нём, чтобы почувствовать, каково было Алисе. Вспомнив про пирожки, каждый съел свой, а потом решили помочь Кролику навести порядок в доме после погрома, устроенного Алисой. На той же липкой бумаге каждый нарисовал какой-то предмет интерьера и наклеил на стену внутри домика. Но где же перчатки и веер? Очередной пузырёк сообщил, что они остались внутри домика. Нашли и торжественно вручили ушастому.
Маня в образе
Куда идти дальше? Обратили внимание, что на всех деревьях в саду развешаны зашифрованные указатели. Нашли тот, что гласил "К Герцогине". Вспомнили, что за проблема была у герцогини с ребёнком-поросёнком. Поговорили про то, что нехорошо обзываться, потому что если кому-то всё время говорить, что он дурак, он может и правда подумать, что он такой. Пришли к герцогине.
Колоритная Герцогиня пожаловалась, что она не может разобраться, ребёнок у неё или поросёнок. На руках у неё был наглухо запелёнутый свёрток в розовом одеяльце, из которого раздавались то детский писк, то хрюканье. Герцогиня пообещала нам, что если мы поможем ей понять, кто же у неё там, она даст нам приглашение на королевский крокет.
Мы встали в круг и стали передавать друг другу свёрток, и каждый придумывал для него ласковые слова.
Развернув свёрток, увидели симпатичного ребёночка, хоть и немного грязноватого, и получили красивое приглашение на крокет (рисовала Маня).
Куда идти дальше, подсказал Чеширский кот (голова на палочке очень эффектно смотрелась в ветвях). На одном из оставшихся указателей было зашифровано "Безумное чаепитие").
Ваня кота немного боялся, что неудивительно ))
Читаем указатели
Некоторые на так-то просто разобрать
Отправились к Мартовскому зайцу, Болванщику и Соне. Если бы праздник был дома, было бы логично устроить там настоящее чаепитие, поскольку в сказке Алисе так и не удалось там ничего ни съесть, ни выпить. Но вся еда ждала нас дома, поэтому всё, что нашли дети, был клетчатый плед на земле - стол со скатертью. Усевшись на него, мы вспомнили, кто был участником чаепития. Для каждого из них у нас была готова помощь: я переводила время на картонных часах, а дети, посовещавшись, показывали знаками, что они обычно делают в это время суток (спят, просыпаются, обедают, учатся в школе, гуляют, и т.д.) - чтобы продемонстрировать Мартовскому зайцу, что необязательно всё время пить чай.
Часы тоже делали вместе с детьми
Соображаем, сколько времени на часах
Совещаются, что показывать
Вот так мы учимся в школе
Вот так мы гуляем, когда нас выпустили из школы )
Болванщику стали загадывать загадки, на которые есть ответ, вместо его ворона и письменного стола. Загадав простые загадки, я невинным голосом спросила, что было раньше - курица или яйцо. Дети серьёзно подвисли, а взрослые очень развлеклись, слушая их рассуждения.
Некоторые загадки поначалу вызывали затруднение )
Наконец, было самое удачное задание: показать Соне, что есть более удобные места для сна, чем чайник. Вспомнили кровать, диван и гамак. Тут же нашлось два пледа, взрослые взяли их за концы и стали по очереди качать в них детей, голося на весь луг дурными голосами "Баю-баюшки баю".
Следующий пузырёк должен был привести нас к мысли о красном цвете, но он коварно затесался в коробку с финальным квестом, поэтому пришлось снова прибегнуть к помощи Чеширского кота, который отправил детей по красной нитке искать розы, которые карты в сказке так и не докрасили. Дети нарядились картами и со всех ног побежали выполнять это чрезвычайно увлекательное задание.
Оторвать их от него удалось только целой армии розовых фламинго и ежей. Надо сказать, дети к этому моменту уже довольно сильно разгорячились, а у меня к тому же вышла небольшая накладка - я забыла сделать быструю памятку для помощника, который должен был спрятать в использованный инвентарь шесть конвертов с фрагментами финального квеста.
Пока я с этим разбиралась и объясняла что куда прятать, крокет вышел точно как в Алисе - без всяких правил (идея была в том, что мы-то в крокет поиграем по правилам, но по-моему никто из-за этого не расстроился).
Чтобы всё-таки сохранить логическую линию, решили сыграть в ещё одну игру по правилам - завязывали глаза и пытались пройти по красной нитке на земле - очень простая и удачная оказалась игра, некоторые уходили довольно далеко, вызывая много веселья среди наблюдающих.
Один из ежей подсуетился и тоже разочек прошёл
Пришла пора подводить итоги. Мы обсудили, что всем помогли, кроме, пожалуй, бедного валета, которого в конце сказки судили, толком ничего не разобрав по существу относительно его причастия к пропаже тартов. За то, что мы выполнили миссию, нам полагался торт, который уже ждал нас в красивой коробке. Но - о ужас - вместо торта в ней оказался свиток-записка и набор пузырьков-шифровок.
Игра в команде рождает дух подлинного братства ))
Дети довольно быстро разгадали все, обежали станции, и собрали вместе кусочки разрозненного паззла (у меня дома случайно завалялся еще со времен Буквонота набор из белых паззлов, на которых можно рисовать).
На одной стороне я нарисовала торт, а на другой - финальное послание. Прочтя его, дети с чистой совестью пошли дальше сражаться фламинго, носиться по поляне и жить в кроличьем домике, пока родители собирали реквизит и обменивались впечатлениями.
Наконец-то можно спокойно побегать
В подарок о празднике все участники получили по колоде красивых больших детских карт, пузырьки, бронзовые мини-украшения с героями или предметами из Алисы и белые паззлы, на которых можно будет нарисовать свою собственную картинку. Правда бумажные пакеты с подарками все были проименованы задом наперёд, так что сначала надо было ещё найти и угадать своё имя. Ну и фламинго своего, конечно, каждый забрал домой =))
Дома торт украшали съедобными картинками из Алисы и радовались жизни уже самостоятельно, без участия взрослых.
Реквизит:
Картонный домик кролика
Картонная двойная дверца
Зашифрованные указатели
Карты на листах А3 с верёвочками
Чеширский кот (голова на палочке и улыбка к нему)
Наклейки с птицами
Кукла в пелёнках
Ключ, шарики
Пледы для раскачивания
Кусок черного флиса для норы
Красная нитка-лабиринт
Ежи (у нас по счастью есть дома три штуки, которые сворачиваются в клубок, но можно было бы взять пластмассовые шарики и на них нарисовать мордочку и колючки)
Из покупного - мини-бутылочки
Надувные фламинго (да здравствует Амазон)
Искусственные розы
Красная краска-аэрозоль
Бирки для пузырьков
Липкая бумага для птиц и рисунков
Содержимое коробки с тортом (финальный квест)
Бонусом прилагаю факты о птицах - красным шрифтом выделены те, что враньё ))
Павлин
В Индии - священная птица. В индуизме считается, что пятна на её хвосте - это глаза богов.
Хвост взрослого самца достигает почти двух метров.
Умеет прекрасно петь.
Самка этой птицы серая и малозаметная, чтобы прятаться от хищников в кустах.
Страус
Это самая большая в мире птица.
Это очень вкусная птица.
Это очень быстрая птица.
Эта птица не умеет летать.
Ноги этой птицы настолько сильны, что, лягаясь, она может убить человека или даже льва.
На этой птице можно кататься верхом, и в некоторых местах даже устраивают такие соревнования.
В случае опасности, эта птица прячет голову в песок.
Фламинго
Название этой птицы произошло от названия испанского танца. В обоих словах корень - огонь, пламя. Танец очень жаркий.
Эти птицы живут 20-30 лет, а в неволе - до 80-ти.
Эти птицы живут в пустыне.
Ноги этих птиц длиннее чем всё их остальное тело, и сгибаются в двух разных местах - в одном суставе вперёд, а в другом - назад.
Эти птицы живут в огромных стаях и все вместе танцуют ритуальные танцы.
Попугай
Эта птица считается самой умной в мире.
В разговоре мы часто упоминаем эту птицу по двум причинам: если кто-то носит слишком яркую одежду и бесконечно повторяет одно и то же или повторяет за кем-нибудь.
Эта птица умеет петь и разговаривать, понимает человеческий язык и с другими птицами на нём разговаривает.
В мире 372 вида этой птицы. Самая маленькая умещается на детской ладони. Самая большая ростом почти метр и весит почти 2 килограмма.
Голубь
Эта птица обладает феноменальной памятью и способностью ориентироваться и запоминать дорогу.
Эти птицы живут большими стаями и всегда помогают друг другу, даже в самые трудные, опасные и голодные времена.
Самец и самка этой птицы выбирают друг друга на всю жизнь и вместе воспитывают и выкармливают потомство.
Это очень грязные птицы, переносчики многих опасных болезней.
Эти птицы известны как символ мира и как почтальоны.
Пингвин
Самых крупных из этих птиц, ростом 1 метр, называют королевскими. Они собираются группами до 5 тысяч, и их количество подсчитывают с помощью снимков из космоса.
Эта птица умеет плавать, но не умеет летать.
Заботу о яйце у этих птиц берёт на себя папа.
Эта птица может пить морскую воду и проводить под водой до 20-ти минут.
Эта птица живёт на Северном полюсе. (На самом деле - Южный полюс, Австралия, Новая Зеландия, Чили, Аргентина и Южная Африка. Галапагос - единственное место в северном полушарии, где живут пингвины).
Ворона
В мире существует 45 разновидностей этой птицы, одна из которых называется пика-пика.
Эта птица настолько умна, что умеет пользоваться предметами - например, может сбросить на врага (в том числе и на человека) камень или шишку.
Эти птицы выбирают себе партнёра на всю жизнь, и живут вместе.
Эту птицу можно научить разговаривать.
Некоторых из этих птиц можно научить петь мелодии, даже оперу.
Эта птица живёт 80 лет (на самом деле 7-14)