На свое шестилетие сын Митя пригласил троих гостей и выбрал тему "Космос"
Часть 1. научно-теоретическая (только факты и никаких выдумок!)
мы собрались на кухне, чтобы поговорить где же космос (все решили, что он "наверху"), где мы живем, на какой планете и о других умных вещах. а потом перешли к трудоемкому и рискованному (для детского праздника) созданию модели солнечной системы.
Меркурий - помяли кусочки золотой самоклейки и обернули ей пенопластовый шарик. факт - самая маленькая и самая близкая к солнцу планета, рельеф похож на луну. днем очень жарко, ночью очень холодно.
Венера - украшали желтый шарик глиттерами с блестками. думала обойдемся золотым и серебряным цветами, но дети решили использовать все, что были. факт - забыла рассказать самый главный, про парниковый эффект.
Земля - приклеивали континенты из самоклейки на синий шарик. пользуясь образцом. факт - дети сами рассказывали о континентах сколько их и каких.
Марс - обернули шарик красной фольгой. факт - в самом жарком месте этой планеты климат как у нас на Антарктиде.
дальше пришлось ускориться и призвать на помощь взрослых - так что очень быстро сделали всех газовых гигантов - обмазали шарики ПВА и обернули шерстью. вспомнили, что у Сатурна и Юпитера много спутников и я рассказала, что эти странные планеты получают от солнца очень мало тепла, зато греют себя сами.
кольца Сатурну сделали из фольги, заодно обсудили, что кольца эти не сплошные, а состоят из кусочков льда. про красное пятно Юпитера я сказала, но кусочки красной шерсти приклеивать уже не стали.
итак, каждый ребенок получил по набору планет, картонному кругу (он виден на четвертой фотографии) и набору звезд-наклеек. а родители получили задание собрать из всего этого мобиль. родители оказались вежливыми и ничего не сказали, так что я могу думать, что все такому подарку очень обрадовались :)
потом был маленький эксперимент с шариком, демонстрирующий реактивное движение. мне кажется, все более-менее разобрались в его принципах и, главное, было очень весело (хотя не обязательно запускать шарик на кухне).
еще я собиралась поговорить про гравитацию и попробовать всем вместе изобразить, как бы мы передвигались на каждой из планет (Мите эта тема очень интересна, он про каждую планету теперь первым делом спрашивает, какая там гравитация по сравнению с земной). но не сложилось.
Часть 2. фантастическая практическая(выдумки и ни слова правды)
как раз для второй части мы и построили
звездолет. а еще наши гости (и Митя тоже) за некоторое врямя до дня рождения получили домашнее задание выдумать и нарисовать свою планету и придумать задание для космонавтов. еще несколько таких планет и заданий придумала я. практическое задание школы космонавтов заключалось в том, чтобы слетать на все эти планеты и на каждой выполнить задание.
дети перед полетом вытянули бейджики, на каждом было написано название звездолета (а назвал его Митя - "Приключение") и должность. должности были: пилот, штурман, бортинженер, командир. в соответствии с должностями все заняли места и отправились в путь.
штурман Митя выбирал, в каком порядке посещать планеты. так что летели (иногда довольно долго и с приключениями), садились на планету, вылезали из корабля, выполняли задание, опять садились в звездолет (и он все это выдержал!) и летели дальше.
1. Митина планета чудовищ. задание - изобразить чудовище
2. Варина планета лунатиков. изображали лунатиков и, заодно, запасались топливом, так как бортинженер сказал, что оно заканчивается.
3. Сашина планета Гагарин. там живут зеленые кошки и сочиняют стихи и песни про Гагарина. и еще прыгают, так что задание было прыгать. меня так захватил образ планеты, что даже забыла поинтересоваться у детей, знают ли они, кто такой Гагарин.
4. Дунина планета собак, которые прыгают и бесятся. а еще едят траву и косточки. задание - вылепить косточки или еще что-нибудь.
5. моя планета, без названия. задание - с завязанными глазами (видимость плохая :)) сбросить груз на планету (планета нарисована на мольберте, груз-магнит).
6. моя планета, опять без названия и совершенно необитаемая. задание - как-то это исправить. в качестве основы пленеты предполагался воздушный шар, но когда его надула оказалось, что на нем дурацкая картинка. так что решили пожертвовать фитболом.
планировались еще две моих планеты - на одной нужно было выступить на научной конференции и рассказать о своей планете. а на другой - помочь решить экологическую проблему. но некоторые родители стали интересоваться, когда же мы закончим. так что оставили эти планеты на другой раз.
между прилетами на планеты дети сражались с космическими пиратами, чинили звездолет, уклонялись от комет. и было еще три приключения по сценарию:
- выводили корабль из пояса астероидов. один ребенок с завязанными глазами должен был прочертить на мольберте путь между нарисованными астероидами, пользуясь указаниями остальных детей. задание не очень поняли.
- ловили защитным полем метеориты (каждый ребенок держал за угол пледа и старался, чтобы шарики-метеориты, которые я бросала, упали на плед и не попали в корабль). задание понравилось, проводили потом "на бис".
- получили сигнал "СОС" с корабля, попавшего в аварию и вывозили его жителей на запасных ракетах
праздник удался, звездолет собрал множество восторгов, сын днем рождения остался очень доволен. Конец.
другие наши познавательные праздники - в моем журнале под тегом "сценарии"