Мой старший сын Миша в этом году пошел в школу, как и его друзья. Поэтому я решила, что на день рождения сделаем ему игру на какую-нибудь школьную тему. Первое, что пришло в голову - школа волшебства в стиле "Гарри Поттера". Но оказалось, что одна из мам резко против этого. Не вопрос - мы придумали другой сюжет, смежный. "Сказочная школа против школы волшебства, сказка выигрывает". К сожалению, фотографии вышли не очень удачные - я все-таки вставила их, чтобы хоть какой-то зрительный ориентир был :)
Участников было девять - шестеро семилеток и трое их младших братьев, 4-5 лет.
Итак. Я собрала детей в комнате и объявила им, что они могут поступить в сказочную школу, где я - учитель.
Но для этого они должны знать что-то про сказку. Спросила их, каких сказочных героев они знают. Потом мы все вместе вспомнили, что обычно происходит в самой простой сказке - со Змеем Горынычем, который похищает царевну, с Иваном-Царевичем, который идет ее спасать, с Бабой-Ягой, которая ему помогает... Дети довольно активно отвечали - вспомнили про избушку, которой нужно сказать, чтобы она повернулась «к лесу задом, ко мне передом», вспомнили, что Бабе-Яге нужно сказать: «Ты, Баба-Яга, сперва меня накорми, напои, в баньку своди, спать уложи, а потом спрашивай». То есть моя цель была - проверить, насколько хорошо они знают сказочные законы :)
Потом я раздала им заранее распечатанные карточки с героями такой сказки, они раскрашивали их.
Потом мы разыграли эту сказку с детьми - естественно, тут уже фантазировали, но в целом я старалась наводить их на мысль, что в волшебной сказке существуют определенные законы.
Все это продолжалось минут сорок, и я немного удивилась тому, что дети не отвлекались, а послушно делали то, что им предлагала и, кажется, были очень заинтересованы.
Затем я позвала другого учителя.
Представила его как учителя старших классов, который расскажет им, чем они будут заниматься потом. Учителя звали профессор Змейк... или Змейс... я не помню, на каком варианте мы в итоге остановились. Но он меня каждый раз поправлял.
- Дети, это профессор Змейк...
- Змейс, сударыня!
Этот учитель, естественно, был злодеем. Он привел с собой своего ученика-выпускника, и, воспользовавшись моим отсутствием, рассказывал детям про то, что нужна только магия, а никакой сказки не нужно :).
Дождавшись, когда он окончательно их впечатлит - в частности, продемонстрирует на своем ученике действие заклинаний и зелий - я вошла и сказала, что его ученику пора сдавать выпускной экзамен, и начнет он с самого простого - с Бабы-Яги. "Практикум по заклинаниям, сударыня!" - гордо сказал профессор Змейк. Я пожала плечами. Ученик прошел в другую комнату, детям было предложено пойти с ним, на что они радостно согласились.
В другой комнате их ждала натуральная Баба-Яга.
Ученик взмахнул палочкой и произнес заклинание, но Баба-Яга, естественно, не отреагировала, а ответила ему речью на тему: "Что ж ты, добрый молодец, не поздоровался, попить-поесть не попросил, в баньку не пошел!" Ученик растерялся, Баба-Яга втащила его в избушку и там продолжила рассуждения на тему: "Теперь тебя жарить придется, лезь-ка ты в печь". Так, говорю я детям, надо его спасать. Что мы скажем, когда увидим избушку Бабы-Яги? Дети дружно закричали: "Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!" Баба-Яга выглянула из избушки и скептично посмотрела на нас: «Ну, повернулась, а дальше что?» Дети хором закричали: «А ты, Баба-Яга, сперва нас накорми-напои, в баньку своди, спать уложи, а потом и спрашивай!» Баба-Яга засияла: «Вот молодцы, уважили бабку! Ладно, забирайте своего...» Ученик был выдан нам, и мы вернулись в первую комнату.
Ученик отчитался перед недовольным профессором - мол, заклинание почему-то не подействовало... Я стала настаивать на том, что его не надо допускать до следующего экзамена, раз он провалил такой простой - даже дети знают, как надо разговаривать с Бабой-Ягой... За окончательным решением обратились к детям. Дети, естественно, сообразили, что если не будет экзамена, не будет интересного зрелища, и попросили засчитать ученику этот экзамен :).
Следующий экзамен я назвала «Змей Горыныч», а профессор, пока еще не раскаивавшийся, поправил меня: «Практикум по зельям!» Ученик и мы с детьми снова вошли в комнату, где уже не было Бабы-Яги с избушкой, а стоял Змей-Горыныч.
Ученик попытался обрызгать его зельем, которое ему выдал профессор. Змей-Горыныч, естественно, не среагировал, обиделся, захватил ученика в плен, долго обсуждал между собой, что это - не добрый молодец, не красна девица, не сокровище... Я быстро спросила детей: «Как нужно побеждать Змея Горыныча?» Дети вспомнили, что нужно его рубить мечом, и что меч они видели в комнате.
Тут на самом деле получилась накладка. То есть один артефакт не сыграл. Меч лежал под подушкой в виде камня, но на столе стоял черный цилиндр. А в цилиндре лежал кролик :). Я надеялась, что кто-нибудь из детей вспомнит, что меч надо доставать из шляпы, и будет смешно. Но дети заметили меч под камнем раньше, еще во время раскрашивания картинок.
Поэтому мы просто вернулись в комнату. Тот, кто вспомнил про меч (вышло очень удачно - это был самый младший участник), вынул его из-под камня, побежал к Змею-Горынычу и зарубил его. Как положено :) Змей-Горыныч был доволен.
Затем повторился разговор с профессором Змейком и с детьми, в ходе которого горе-ученика допустили до третьего экзамена. Экзамен назывался «Кот-Баюн», а профессор уже не стал вылезать со своими комментариями и велел ученику делать то, что он сам считает нужным.
Ученик радостно взял меч и пошел сражаться с Котом-Баюном.
Кот-Баюн возлежал на диване.
Ученик замахнулся на него мечом, кот, естественно, не отреагировал :) А начал рассказывать сказку, и ученик уснул.
Это задание предполагалось, надо сказать, специально для именинника. Вроде подарка. Я спросила у детей, кому сегодня исполнилось семь лет - таковым оказался только Миша. (До сих пор немного стыдно за подыгрывание...). И Миша вышел вперед и начал перебалтывать Кота-Баюна.
Кот-Баюн выдержал только три реплики. Когда на его фразу: «И у царя была дочь...» прозвучал ответ Миши: «У которой уши были квадратные!», Кот обиженно мяукнул и удалился. Детям достались сокровища, которые он сторожил - мелкие подарки.
Итак, экзамен закончился. Профессор Змейк был смущен и обещал подумать о том, что он неправ. Дети упросили, чтобы ученика оставили на второй год, а не выгоняли из школы. А их самих зачислили в сказочную школу.
Вот такая получилась игра. Все целиком заняло полтора или два часа, сейчас уже не помню. Я была очень довольна, дети тоже - и мои, и гости :) Спасибо
firnwen - Бабе-Яге, голове Змея Горыныча и помощнику в разработке техники игры,
tal-gilas - Ученику и помощнику в разработке сюжета,
ninquenaro - Профессору Змейсу,
anarsul - Коту-Баюну и голове Змея Горыныча,
my-mice - еще одной голове Змея Горыныча.