Виталий Бианки «Рыбий дом»
Художник Рубен Артёмович Варшамов
Издательство «Детская литература», Москва, 1985
Тираж 2 000 000
Цена 25 коп
Еще один художник, еще один подход к изображению природы. В этот раз Рубен Артёмович Варшамов иллюстрирует "жизнь рыб".
О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Варшамов - это художник часть половина работ которого мне безусловно нравилась, очень нравилась, зато другая меня совершенно разочаровывала. "Рыбий дом" относится к первой группе. Не все иллюстрации были необыкновенно хороши, но некоторые вызывали у меня настоящий восторг. Вот, например, зимородок.
Я был поражен таким зимородком. Знаете же что такое гиперреализм? Если совсем по простому, то гиперреализм - это направление живописи, в котором картины напоминают фотографии. Я, конечно в детстве такого умного слова не знал, но мне совершенно ясно казалась, что нарисовано прямо "как на фото". Снимок из журнала "Юный натуралист". Другие работы мне не казались таким уж безупречными, но все равно, манера художника выхватывать крупным планом фрагмент, его "макро-живопись" мне очень нравилась.
А вот динозавры, которые прославили художника у меня "не пошли". Не нравились мне динозавры Варшамова, так себе динозавры, не настоящие. А какие они настоящие? Этого я не знал. "Парк Юрского периода" во времена моего детства еще не был снят. Но все равно, что это за динозавры, грубая работа, где детали? Кожа у них как ... как... как у коровы что-ли. Окружающий пейзаж как-то укрупнено, без "души" сделан. Видал я в детстве и поинтересней динозавров))
Нет совершенно не нравится(( Примитив, на мой взгляд, вгляд семилетнего ребенка, или восьмилетнего, Я уж точно не помню когда это все читал и смотрел. Хотя динозаврами я интересовался еще до школы.
А вот рыбы мне "варшамовские" нравились. Хорошие иллюстрации, жизненные. Так мне казалось, А почему? Стоит ли сейчас разбираться? Просто хочу чтобы художники-иллюстраторы, если уж они каким-то образом доберутся до моего поста, понимали восприятие маленького читателя.
Все-таки небольшие фрагменты у Варшамова, мне нравились больше, чем "панорамные" полотна. Ну и все больше я не буду никого мучать своими "рецензиями".
Рубен Артёмович Варшамов
Рубен Артёмович (Артемьевич) Варшамов (24 февраля 1936, Москва - 13 мая 2000, Москва) - советский и российский художник-анималист, иллюстратор книг для детей. Главный редактор журнала «Весёлые картинки» (1977-2000). Р. Варшамова по праву считают одним из крупнейших мастеров отечественной книжной графики.
Рубен Варшамов родился 24 февраля 1936 года в московском районе Чистые пруды. Окончил Саратовское суворовское военное училище (1953), затем Краснознаменное Московское имени Верховного Совета общевойсковое училище. Отслужив 2 года в чине лейтенанта в Таманской дивизии, демобилизовался и поступил в Московский полиграфический институт, который окончил в 1961 году.
Начиная с 1962 г. проиллюстрировал и оформил более более 70 книг в издательствах «Детская литература», «Малыш», «Радуга», «Росмэн» и др. Среди авторов этих книг Н. Сладков и С. Сахарнов, В. Танасийчук, В. Бианки и Ю. Коваль, С. Лем и Агата Кристи и др,создал цикл рисунков по мотивам ряда классических произведений. Самым же плодотвоорным и удачным оказалось его сотрудничество с И.Н. Яковлевой, в результате которого появились детские книги "Палеонтология в картинках", "След динозавра", "По следам минувшего" и др. Они разошлись большими тиражами и многократно переиздавались. Книги с иллюстрациями Р.А. Варшамова переиздавались на болгарском, монгольском, персидском, испанском, чешском, тамильском, киргизском и др. языках.
Автор четырех книг, которые сам же и проиллюстрировал, а также нескольких альбомов для раскрашивания.
Занимался живописью (его учителем был Э.М. Белютин), создал оригинальные по творческому решению, интересные по стилистике и отточенные по техническому исполнению циклы офортов и литографий по мотивам классических произведений - В. Шекспира, Эдгара По, Э. Хемингуэя, М. Сервантеса и др. Эскизы ко многим из этих работ создавал в туши, доводя эти наброски до уровня самостоятельных высокохудожественных произведений.
«Сон в летнюю ночь. По мотивам комедии У. Шекспира».
Бумага, тушь перо. 35х48см.
Из собрания Тверской областной картинной галереи В 1977 году стал главным редактором детского юмористического журнала «Весёлые картинки», который возглавлял более 20 лет. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты - Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, карикатуристы Сергей Тюнин и Олег Теслер. Он был открыт для всего нового, неординарного, активно привлекал к работе в журнале молодых художников и литераторов. Сохраняя лучшие традиции «Веселых картинок», он стал активно работать над дизайном журнала, менял макеты обложек, «играл» с форматом. Номер «Веселых картинок» раскладывался в огромный лист-игру с рисунками, внутри издания появлялись оригинальные вкладки, приложения. В 1978 году в русле этих исканий знаменитый художник Виктор Пивоваров создал хорошо известный сегодня логотип журнала.
Илл. к произведению В.Шекспира "Макбет" (1967)
Б., тушь, перо, 31х23,7
Из собрания Муниципальной картинной галереи г.Красноармейск
Илл. к произведению В.Шекспира "Макбет" (1967)
Б., тушь, перо, 31х23,7
Из собрания Муниципальной картинной галереи г.Красноармейск Неся на плечах тяжелый груз административных обязанностей, Варшамов каким-то чудом находил время для собственного творчества. Он был виртуозным мастером графики, занимался живописью, часто выставлялся, всякий раз радуя зрителей чем-то новым.
Варшамов положил начало журналам: "Филя", "Пампасы", "Синдбад", "Эскиз", "Трамплин", "Веселые картинки для взрослых".
Рубен Артёмович был заядлым яхтсменом, членом яхт-клуба "Спартак" в Долгопрудном. Он - мастер парусного спорта, более 30 лет отдавший белым парусам спортивной яхты, неоднократный победитель и призер чемпионатов Москвы, России, Онежской регаты.
Шут. Из цикла иллюстраций к произведениям В.Шекспира (1973)
Б., офорт,44х50; 37х40
Из собрания Муниципальной картинной галереи г.Красноармейск Его друзьями были В. Пивоваров, Ю. Соостер, Э. Гороховский, В. Освер, Ю. Копейко и еще много-много уникальных людей, оставивших яркий след в отечественной культуре.
Персональные выставки художника проходили в Париже, в Москве и в подмосковном Красноармейске.
Старик. Илл. к произведению Э.Хемингуэя "Старик и море" (1972)
Б., офорт, 36х47; 25х39
Из собрания Муниципальной картинной галереи г.Красноармейск
Старик. Илл. к произведению Э.Хемингуэя "Старик и море"(1972)
Б., офорт, 36х47; 25х39
Из собрания Муниципальной картинной галереи г.Красноармейск Натюрморт (1972)
Б., офорт, 30х24,5; 38,9х37,4
Из собрания Муниципальной картинной галереи г.Красноармейск Работы Рубена Артёмовича Варшамова можно посмотреть здесь:
К сожалению, несмотря на богатый список работ этого автора, катастрофически мало было отсканировано, так что полноценное знакомство с иллюстрациями художника, увы, невозможно. У меня на полке книг с иллюстрациями Варшамова больше, чем во всем Интернет отсканировано(( Не обещаю, что смогу значительно увеличить это количество, и не потому что мне жалко, мне не жалко, но многие книги такого формата что в сканер не помещаются. Посмотрю, тем не менее, что можно сделать, чтобы творчество Рубена Артёмовича Варшамова был достойно представлено широким слоям интересующейся публики.