И. Соколов-Микитов «Весна в лесу» художник В. Фролов (Изд-во «Малыш», Москва, 1982)

Jan 21, 2017 12:44

И. Соколов-Микитов «Весна в лесу»
Художник Вадим Антонович Фролов
Издательство «Малыш», Москва, 1982
Тираж 300 000
Цена 30 коп

Пора ненадолго прерваться с Устиновым (книжек с его иллюстрациями у меня еще, ох как, много). Русскую природу можно было рисовать и так, как это делал Вадим Антонович Фролов.














































Вадим Антонович Фролов


Имя художника Вадима Антоновича Фролова (1926 - 2000) вошло в антологию отечественного искусства XX века наряду с классиками российской графики Чарушиным, Конашевичем, Курдовым.
Фролов был учеником и единомышленником знаменитых мастеров прошлого века - Фаворского, Митрохина, Дейнеки.

Вадим Антонович Фролов родился 22 апреля 1926 года в Кемерове. С 1947 по 1953 гг. учился на скульптурном факультете Московского института прикладного и декоративного искусства, в 1953 - 56 работал художником в Загорском НИИ игрушки (был и такой НИИ). Являлся членом Союза художников СССР.

Излюбленной техникой художника была ксилография (гравюра на дереве). Именно благодаря этим работам к художнику пришла мировая известность. Его гравюры, независимо от того, что они представляли собой, экслибрисы, книжные иллюстрации, станковые листы, необыкновенно декоративны, лиричны и проникновенны. Общеизвестны его знаменитые серии: «Лесные тайнички», «Лесные шорохи», «Жизнь нашего леса», «Птицы», где он выступает, как прекрасный анималист и замечательный гравировальщик.
Анималистика художника носит глубоко лирический и ясный характер, он изображает как бы семейную жизнь зверей.

Детские книжки, календари, открытки В. А. Фролова широко разошлись по стране в 60-е, 70-е и 80-е годы, им были предложены новые формы книг - раскладушки, раскраски, книжки-игрушки.

Фролов один из первых возродил форму малой графики - экслибрис (книжный знак владельца), что позволило ему наладить контакты и обмен знаками с западными мастерами.

В 70-е и 80-е годы художник создал серию больших тематических листов, возродив забытую гравюру позднего возрождения - трудоемкую технику меццо-тинто.



Натюрморт с белочкой на столе Бумага, офорт, меццо-тинто, 47,8х35,6; 35х25,3
(Муниципальная картинная галерея г.Красноармейск Московской области)

Жажда нового вызвала к жизни серию композиций «Птицы». Наряду с ювелирно-гравюрной разработкой художник использовал широкие возможности акварели, позволявшей изобразить лирический мир подмосковного пейзажа и русского севера. Эти годы отмечены поездками по стране, которые дали Фролову богатый материал для развития темы России.



Нападение (1986) Бумага, ксилография, 34х25,4; 19,5х13,3
(Муниципальная картинная галерея г.Красноармейск Московской области)

Будучи скульптором по своему образованию, Вадим Антонович использовал необычные инструменты, материалы для создания коллажей. Кроме классической техники Вадим Фролов много экспериментировал, занимался эмалью и глиптикой (древнее искусство резьбы по цветному камню - инталии и камеи).



Бумага, ксилография, 46,2х29,2; 32,2х17,5
(Муниципальная картинная галерея г.Красноармейск Московской области)

Произведения графика с успехом экспонировались на международных выставках с 60-х годов, и именно тогда к художнику пришла европейская известность. С конца 50-х годов и до самой смерти Вадим Фролов был постоянным участником большинства Всероссийских и Всесоюзных выставок. В эти же годы прошли персональные выставки во многих городах России, наиболее значительная из которых прошла в Москве в 1986 году. Работы В. Фролова еще при жизни стали предметом собирательства и коллекционирования музеями и частными лицами в России и за рубежом. Светлая лирическая анималистика мастера, остроумные экслибрисы, гравюры, рисунки и эстампы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также представлены во многих музеях и галереях России и за рубежом.

Фролов много работал с экслибрисом, и был признанным мастером этого жанра. Подборку его миниатур рекомендую посмотреть в журнале Николай Сенченко



(Муниципальная картинная галерея г.Красноармейск Московской области)



(журнал Николай Сенченко)



(журнал Николай Сенченко)



(Блог Николай Сенченко)

В 1950-е - 1980-е годы по стране широко разошлись открытки и календари этого автора. Коллекция открыток взята из жкрнала Николай Сенченко, там же можно посмотреть еще больше образцов работ Фролова.



"ОЛЕНЁНОК", 1956 г.

К некоторым открыткам Фролова делал стихотворные подписи молодой журналист Давид Исаевич Эппель.



"ЛОСЁНОК", 1956 г.
"Захотел лосёнок
Листиков спросонок,
Дотянулся крошка,
Пожевал немножко"



"ЛАСКИ", 1956 г.
"Маленькие ласки,
Раскрывают глазки,
И глядят малышки
Нет ли рядом мышки."



"РЫСЁНОК", 1956 г.
"Ты, стрекозка, не зевай,
От рысёнка улетай:
Он хотя и маленький,
Да зато удаленький"



"С Новым Годом!", Изогиз, 1962 г.



"С Новым Годом!", Советский художник, 1967 г.

В технике ксилографии были созданы классические листы. Один из них попал на открытку.


"СВЕЖИЙ ВЕТЕР", 1963 г. (Советский художник, 1968 г.)

К сожалению отсканированных книг этого мастера не нашел((
Несколько оцифрованных книг опубликованы в Детской энциклопедии Барвики
Работы Фролова в Томском областном художественном музее (меццо-тинто, ксилография)
Экслибрисы Вадима Фролова

Ф

Previous post Next post
Up