Продолжаем путешествие по вставке «Сказочники. Книжная графика Эрика Булатова, Олега Васильева из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», которая проходила летом.
Эрик Булатов и Олег Васильев работали с 1959 по 1989 год в издательстве «Малыш». Графике этих художников присуще обилие декоративных элементов - излюбленный прием иллюстраторов тех лет. Булатов говорил: «Мы выработали такого художника, который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстрированы этим художником».
Всё началось с совета друга и коллеги, Ильи Кабакова, который уже несколько лет работал в Детгизе: "...надо идти в детскую иллюстрацию. Там работа более-менее свободная, и там поспокойнее. Заработаете, а потом будете заниматься своим". Так и произошло. Художники разделили год пополам: осенью и зимой они зарабатывали на жизнь, вместе иллюстрируя книги, а весной и летом расходились по своим мастерским и принимались за живопись.
В 1961 году начинающие художники попали под шквал критики газеты «Правда», вышедшей вскоре после хрущевского разгрома искусства в Манеже. В числе других иллюстраторов их обвинили в "формализме". После гневной речи известного иллюстратора Евгения Кибрика они полгода не могли найти работу, несколько лет их не принимали в Союз художников. К счастью, дальнейшая карьера Булатова и Васильева в детской книге складывалась без потрясений.
Олег Васильев вспоминает: ««После института я чувствовал, что ничего не понимаю в искусстве, ничего не умею. Мне нужно самому переучиваться, чтобы выучиться настоящему, серьезному искусству. На это переучивание ушло еще пять лет. А для этого надо было не зависеть от государства, быть материально и духовно независимым. Значит, надо было искать возможность зарабатывать на жизнь не живописью. Я перепробовал разные способы. Самым лучшим для меня оказалось иллюстрирование детских книг. И вот мы вместе с Олегом Васильевым стали иллюстрировать детские книги и занимались этим тридцать лет.»
«...Мы не были «парни с одного двора». Наша дружба была именно сначала профессиональной - общность каких-то взглядов, которыми мы делились, - а уж потом как бы человеческой. Тогда это было просто как воздух, потому что вокруг делали вид, что нас просто нет. И конечно, вот такая вот дружба, взаимная поддержка была просто необходима».
http://deti-inostranki.livejournal.com/170529.htmlhttp://www.childhoodbooks.ru/articles/bulatov_vasiljev.htm