Оценка аудиобиблиотеки для младшего школьника

Mar 09, 2012 17:43


Здравствуйте, уважаемые книголюбы!

Обращаюсь к вам как к «последней инстанции», нужно ваше объективное мнение и - в идеале - моральная поддержка! Сам я, к сожалению, в книгочействе совсем не спец, так уж с детства сложилось почему-то. В апреле 2009 г. я просил у Sparrow Grass поднять тему пасхального рассказа/сказки. Теперь вот решил ещё раз ( Read more... )

Нужны отзывы, besedka

Leave a comment

posadchanin March 11 2012, 13:52:45 UTC
Да педагогика вообще, имхо, больше не наука, а искусство.
Что там происходило, в чём причины и каковы последствия - мне и тогда не говорили, а теперь уж я и подавно не узнаю.
Но всё ж надеюсь, что мои книги имели большое значение (и одновременно побаиваюсь такой ответственности, потому и не могу забыть всё это даже спустя год-полтора).
Кроме того - ни в коем разе не думаю, что стоит «предъявлять претензии» ребёнку, все мои вопросы касаются поступков (и оценок) взрослых.
Когда у «подростка» из рук отняли те первые 9 дисков - он был искренне, до слёз расстроен. Ме же его успокоить было нечем: соблюдая «принцип единства требований», я объяснил ему, что, очевидно, этому есть причины, очевидно, ты сам был в чем-то виноват, что эти диски нужно «заслужить».
Возможно, лично я именно в этот момент и потерял его доверие (тем, что не настоял на том, чтобы мой подарок ему отдали сейчас же).
Но какой смысл теперь пытаться это понять?

Я больше хочу понять всё же именно объективную методическую ценность всей библиотеки в целом.
Отчасти потому, что несмотря на то, что я уже год почти не веду своей деятельности, чувствую, что претензии ко мне остались на том же уровне (когда я записал к новому году ещё один диск для младших, теперь уже состоящий почти полностью только из того, что дети сами просили при предыдущей встрече, ко мне опять были претензии, что нельзя давать детям всё, что они просят, что репертуар нужно обговаривать (непонятно, С КЕМ?), что диск нужно отдавать не детям, а воспитателю (опять же непонятно, зачем именно такой ритуал?; всё равно воспитатель особо не интересуется содержанием).

А про «взрослый» материал я упомянул только потому, что за содержание своей работы я отвечаю, списки до сих пор храню и готов обсуждать, а содержанием тех 78 дисков вряд ли кто подробно интересовался, да и никто теперь уже и не узнает, так как многие из них уже прослушаны, пришли в негодность и выброшены).

Reply

frisss March 11 2012, 14:04:50 UTC
Что Вы подразумеваете под "методической ценностью"? Методическая - это когда преследуются определенные педагогические цели и задачи. А если Вы приносите то, что ребенок сам просит - то что-то методическое если только совершенно случайно всплывет. Методическая ценность возникнет, если будут тематические подборки и подробное обсуждение. А пока - скорее развлекательная ценность. Ну, может, энциклопедии они еще познавательной ценностью обладают - я конкретно с Вашими не знакома.

Я не знаю, какого рода была Ваша деятельность, но любая внешняя активность в детдомах должна идти через одобрение их внутренних педагогов. Вы - пришли-ушли, а им за этих детей отвечать. Может, они перестраховываются, а может, лично к Вам придираются, но может, и справедливы в своих требованиях согласовывать подарки.

Reply

posadchanin March 11 2012, 14:25:49 UTC
Потому-то я, наверно, и спасовал, что мне сложно «окинуть взглядом» весь механизм влияния литературы на развитие.
Но, согласитесь, всё же каждой книге можно поставить более-менее объективный глобальный «рейтинг». И есть книги, которые вроде бы каждый культурный человек должен прочесть. Причем для детских книг это вроде как раз более актуально, хороших детских не так уж и много.
А уже во взрослом возрасте можно говорить об индивидуальном выборе и бесконечной широте интересов.
И я говорю вовсе не о ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ценности (это к упоминанию энциклопедий), а о нечто более глобальном, в т.ч. о влиянии ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературы на становление личности.
Например, я крайне мало уверен в таковой ценности «мультфильмов», показываемых, например, днём по СТС .

Что касается конкретно моей ситуации - то я на протяжении ДВУХ лет еженедельно «строил» свою библиотеку (это я и назвал деятельностью - подбирал интересные и полезные аудиоматериалы и для младшего, и для старших).
По поводу рекомендаций выбора я пытался найти советчиков среди педагогов и непедагогов (практически безрезультатно).
При этом все эти 2 года вроде особенно претензий к содержанию и не было.
И к самому факту, что я бесплатно подбираю для ребёнка книги - вроде тоже.
К тому же, в детском доме мальчик только 2 выходных дня, с понедельника по пятницу он учится в школе-интернате, расположенной за 50 км.
И как раз в детском доме про школу-интернат неоднократно говорили, что там в свободное время детьми не занимаются, дети предоставлены сами себе, и им нечем заняться (косвенным подтверждением служит мат-перемат, который я не раз слышал «на заднем плане», когда старший ребёнок мне оттуда звонил).
Так что в том-то и дело, что вроде всё было правильно и уместно (с моей стороны).

Reply

frisss March 11 2012, 15:37:29 UTC
Все-таки Вы переоцениваете воздействие книги на ребенка. Прочел хорошую книгу - сразу стал лучше? Такого нет и не будет никогда. Есть определенный эффект, но он не с конкретными книгами связан, а с общей впечатлительностью и направленностью интереса к слову. Можно и все эти Ваши 90 томов прослушать в фоновом режиме и ничего, кроме информированности о сюжетах и набора фактов - не вынести. Набор фактов - это как раз про познавательную ценность.
А методическая возникнет, если ребенок будет текст прорабатывать для усиления эффекта и общего развития - у Вас нет гарантий, что он вообще будет это делать, так что методическая ценность актуально нулевая, хотя потенциально возможно и существует.

Reply

posadchanin March 11 2012, 16:02:53 UTC
Ну не знаю, нас в школе вроде так примерно и обучали - «галопом по европам».
Не помню, чтобы какое-то конкретное обсуждение в классе сильно на меня повлияло.
Про обсуждения в семье умолчу - их просто не было.
Я поверхностно знаком с методиками работы с текстом - эта тема на меня всегда скуку навевала, как-то всё неестественно.
Опять же - заявленный идеал как раз больше похож на идеал. Я же нишу для своей деятельности видел именно в том, что ребёнок откровенно мается бездельем, в лучшем случае слушает радио или переслушивает что-то уже известное, не имея при этом доступа даже к весьма известным книгам. (Как в советском прошлом - да и сейчас ещё пока - любой человек может придти в библиотеку и бесплатно взять понравившуюся книгу почитать! При этом его не будут ни ограничивать, ни настаивать, чтобы он её не брал. В лучшем (и идеальном!) случае - будут советовать взять то или другое. Собственно, в таком «библиотекарстве» я и видел свою задачу, на большее не было ни разумения, ни просто временных возможностей).
Собственно, я и давал книги с некоторым - возможным - запасом по объёму, чтобы даже слепой человек учился складывать представление о многообразии мира, учился выбирать, ставить приоритеты.
Для прослушивания я подарил ему музыкальный мини-центр (не плеер с наушниками!), так что у него были по идее все возможности слушать эти книги с друзьми и воспитателями и потом их обсуждать.

Reply

frisss March 11 2012, 16:57:18 UTC
Ну вот "чтоб не маялся откровенно бездельем" - это про развлечение и организацию досуга как раз.

Reply

posadchanin March 11 2012, 17:39:15 UTC
Давайте тогда слово «методика» вообще забудем, а то это всё становится слишком сложным для меня.
Мой вопрос проще: насколько предложенный материал правильно подобран (с учетом описанных обстоятельств).
Никаких четко обозначенных целей я перед собой не ставил, вся задумка - делать что-то полезное, что без тебя не делают, то самое «творить добро».
Но при этом не забывать о принципе «не навреди», единственное что (хотя это и не педагогический принцип вроде, а медицинский, но всё же).

Reply


Leave a comment

Up