Здравствуйте, уважаемые книголюбы!
Обращаюсь к вам как к «последней инстанции», нужно ваше объективное мнение и - в идеале - моральная поддержка! Сам я, к сожалению, в книгочействе совсем не спец, так уж с детства сложилось почему-то. В апреле 2009 г. я просил у Sparrow Grass поднять тему пасхального рассказа/сказки. Теперь вот решил ещё раз
(
Read more... )
Дело сдвинулось!
Сразу с удовольствием прокомментирую замечания.
1 - дети слепые и детдомовские, соответственно, имеют некоторое отставание. Первыми дисками я пытался закрыть явные «пробелы», позже мимо некоторых книг «нога не поднималась пройти мимо» :), считал, что пусть позже, но ребёнок должен это услышать, тем более, что многие из перечисленных он сам просил (например, уже в 10 лет он просил Абвгдейку! Просто, видимо, понравились герои по одному-единственному когда-то услышанному выпуску).
2 - в этом детском доме дети как раз воспитываются с большой долей религиозного влияния. Опять же, многие из таких книг ребёнок просил сам, некоторые я находил просто хорошими по своей сути, без подобострастной оценки, потому и считал нужным давать. Остальные же диски, которые дети получали помимо меня, как раз зачастую были религиозного содержания, так как покупались на средства Церкви и в церковных лавках. Я же считал своей задачей как раз расширить круг чтения на общепризнанные (со светской, или даже советской точки зрения).
3 - собственно, сначала так и произошло: это было на моих глазах, но я посчитал это нормальным педагогическим приемом (как способ воздействия на провинившегося), и не думал, что их вообще за всё лето не отдадут. Летом дети 2 месяца были на юге, педагогически там с ними очень мало занимались (по крайней мере, рассказать что-то содержательное они потом не могли). Ну и потом, собственно, даже если это продуманный шаг - то почему тогда не пресекли те 78 дисков неизвестного мне содержания от старшего товарища? Собственно, произошло то, что и должно было произойти: сменилась пища - сменились и вкусовые пристрастия. Причём, весьма глобально. Я сужу по осенним разговорам: за всю осень-зиму ребёнок крайне мало отвечал на вопросы о прослушанном, даже пожалуй избегал вообще разговоров, говоря, что у него нет времени.
Сейчас причиной этого мне представляется именно то, что мои диски стали для него неинтересны, у него был большой запас непрослушанного «взрослого» материала.
Но это дело прошлое и тёмное, мне же хотелось бы получить рецензии на аудобиблиотеку в том виде, в каком она создана.
Что конкретно следовало бы исключить?
Может, что-то из существующего (записанного в виде аудиокниг) добавить?
Reply
И не вижу никакой угрозы во "взрослом" материале. Если там не прямо "мясо" или порнография, то особого вреда от него не будет.
Reply
Что там происходило, в чём причины и каковы последствия - мне и тогда не говорили, а теперь уж я и подавно не узнаю.
Но всё ж надеюсь, что мои книги имели большое значение (и одновременно побаиваюсь такой ответственности, потому и не могу забыть всё это даже спустя год-полтора).
Кроме того - ни в коем разе не думаю, что стоит «предъявлять претензии» ребёнку, все мои вопросы касаются поступков (и оценок) взрослых.
Когда у «подростка» из рук отняли те первые 9 дисков - он был искренне, до слёз расстроен. Ме же его успокоить было нечем: соблюдая «принцип единства требований», я объяснил ему, что, очевидно, этому есть причины, очевидно, ты сам был в чем-то виноват, что эти диски нужно «заслужить».
Возможно, лично я именно в этот момент и потерял его доверие (тем, что не настоял на том, чтобы мой подарок ему отдали сейчас же).
Но какой смысл теперь пытаться это понять?
Я больше хочу понять всё же именно объективную методическую ценность всей библиотеки в целом.
Отчасти потому, что несмотря на то, что я уже год почти не веду своей деятельности, чувствую, что претензии ко мне остались на том же уровне (когда я записал к новому году ещё один диск для младших, теперь уже состоящий почти полностью только из того, что дети сами просили при предыдущей встрече, ко мне опять были претензии, что нельзя давать детям всё, что они просят, что репертуар нужно обговаривать (непонятно, С КЕМ?), что диск нужно отдавать не детям, а воспитателю (опять же непонятно, зачем именно такой ритуал?; всё равно воспитатель особо не интересуется содержанием).
А про «взрослый» материал я упомянул только потому, что за содержание своей работы я отвечаю, списки до сих пор храню и готов обсуждать, а содержанием тех 78 дисков вряд ли кто подробно интересовался, да и никто теперь уже и не узнает, так как многие из них уже прослушаны, пришли в негодность и выброшены).
Reply
Я не знаю, какого рода была Ваша деятельность, но любая внешняя активность в детдомах должна идти через одобрение их внутренних педагогов. Вы - пришли-ушли, а им за этих детей отвечать. Может, они перестраховываются, а может, лично к Вам придираются, но может, и справедливы в своих требованиях согласовывать подарки.
Reply
Но, согласитесь, всё же каждой книге можно поставить более-менее объективный глобальный «рейтинг». И есть книги, которые вроде бы каждый культурный человек должен прочесть. Причем для детских книг это вроде как раз более актуально, хороших детских не так уж и много.
А уже во взрослом возрасте можно говорить об индивидуальном выборе и бесконечной широте интересов.
И я говорю вовсе не о ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ценности (это к упоминанию энциклопедий), а о нечто более глобальном, в т.ч. о влиянии ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературы на становление личности.
Например, я крайне мало уверен в таковой ценности «мультфильмов», показываемых, например, днём по СТС .
Что касается конкретно моей ситуации - то я на протяжении ДВУХ лет еженедельно «строил» свою библиотеку (это я и назвал деятельностью - подбирал интересные и полезные аудиоматериалы и для младшего, и для старших).
По поводу рекомендаций выбора я пытался найти советчиков среди педагогов и непедагогов (практически безрезультатно).
При этом все эти 2 года вроде особенно претензий к содержанию и не было.
И к самому факту, что я бесплатно подбираю для ребёнка книги - вроде тоже.
К тому же, в детском доме мальчик только 2 выходных дня, с понедельника по пятницу он учится в школе-интернате, расположенной за 50 км.
И как раз в детском доме про школу-интернат неоднократно говорили, что там в свободное время детьми не занимаются, дети предоставлены сами себе, и им нечем заняться (косвенным подтверждением служит мат-перемат, который я не раз слышал «на заднем плане», когда старший ребёнок мне оттуда звонил).
Так что в том-то и дело, что вроде всё было правильно и уместно (с моей стороны).
Reply
А методическая возникнет, если ребенок будет текст прорабатывать для усиления эффекта и общего развития - у Вас нет гарантий, что он вообще будет это делать, так что методическая ценность актуально нулевая, хотя потенциально возможно и существует.
Reply
Не помню, чтобы какое-то конкретное обсуждение в классе сильно на меня повлияло.
Про обсуждения в семье умолчу - их просто не было.
Я поверхностно знаком с методиками работы с текстом - эта тема на меня всегда скуку навевала, как-то всё неестественно.
Опять же - заявленный идеал как раз больше похож на идеал. Я же нишу для своей деятельности видел именно в том, что ребёнок откровенно мается бездельем, в лучшем случае слушает радио или переслушивает что-то уже известное, не имея при этом доступа даже к весьма известным книгам. (Как в советском прошлом - да и сейчас ещё пока - любой человек может придти в библиотеку и бесплатно взять понравившуюся книгу почитать! При этом его не будут ни ограничивать, ни настаивать, чтобы он её не брал. В лучшем (и идеальном!) случае - будут советовать взять то или другое. Собственно, в таком «библиотекарстве» я и видел свою задачу, на большее не было ни разумения, ни просто временных возможностей).
Собственно, я и давал книги с некоторым - возможным - запасом по объёму, чтобы даже слепой человек учился складывать представление о многообразии мира, учился выбирать, ставить приоритеты.
Для прослушивания я подарил ему музыкальный мини-центр (не плеер с наушниками!), так что у него были по идее все возможности слушать эти книги с друзьми и воспитателями и потом их обсуждать.
Reply
Reply
Мой вопрос проще: насколько предложенный материал правильно подобран (с учетом описанных обстоятельств).
Никаких четко обозначенных целей я перед собой не ставил, вся задумка - делать что-то полезное, что без тебя не делают, то самое «творить добро».
Но при этом не забывать о принципе «не навреди», единственное что (хотя это и не педагогический принцип вроде, а медицинский, но всё же).
Reply
Leave a comment