"Нам до зарезу нужно изображение того, как будет через десять лет жить
человек в тех самых социалистических городах, которые мы построим".
(А.Луначарский)
В Музее уже появлялись книги, иллюстрирующие футуристические мечты разных
поколений:
"Москва",
"Веселое
путешествие",
"Здесь живут
силачи" и, до определенной степени,
"Как старик смерть
(
Read more... )
В самом деле, чувствуется явный контраст между книгами сталинской эпохи и чуть более позднего времени.
В сталинское время прогнозировали будущее, которое активно строили. И, кто знает, продлись сталинская эпоха еще на десять-двадцать лет, возможно, и сибирские реки успели бы повернуть вспять)
Позже футурология была менее связана с государственной политикой - или отражала естественный прогресс науки, или являлась не более чем фантастикой, свободной игрой свободного воображения.
Но, думаю, нам стоит рассказывать о таких книгах детям - им всегда интересно узнавать о том, как представляли наше время в прошлом.
Да, по поводу замечательных рисунков Каразина о Москве будущего. Высказываются сомнения, что именно он автор этих рисунков. Во всяком случае, в 1913-14 годах для кондитерской фирмы нарисовать их явно не мог - умер еще в 1908 году.
Reply
А книги, при всей их тенденциозности и часто сомнительной художественности, мне кажется, интересны как отражение времени. Мне почему-то кажется, что книга Жукова выросла из живого общения со скаутами-пионерами, с которыми он ходил в походы. Да и Захарченко фантазировал вполне реалистично, другое дело, что великие стройки ушли вместе с советской эпохой. Ну а книги Мелентьева, мне кажется, и сейчас вполне могут заинтересовать младшеклассников приключениями и добрым юмором.
Reply
У Розанова очень конкретная фантастика, с горками-самокатками, магнитно-железной дорогой, метро между Москвой и Ленинградом. И порой чувствуется интонация первой части "Приключений Травки", оживляет повествование.
И вы очень точно подметили некоторые особенности "Незнайки в Солнечном городе", которые как-то ускользали от сознания. А вы сформулировали - и сразу хочется согласиться)
Reply
А у Розанова, как мне кажется, вопиюще бессмысленная гигантомания, призванная доказать, что "нам нет преград нет преград ни в море, ни на суше". Метро Москва-Питер - это же очевидный идиотизм: зачем прокладывать дорогу под землей, ценой невероятных материальных и физических затрат? При том что в небе не протолкнуться от авиаперевозчиков. По-видимому, единственное объяснение этому странному прожекту - это то, что метро было модной игрушкой. А вот у Носова все очень продуманно и реалистично, на уровне "Техники молодежи" или добротного прогностического научпопа. Удивительно для сказки.
Reply
Метро у Розанова, конечно, "модная игрушка". Но, с другой стороны, была ли хоть капля реальности в расчетах - доехать от Москвы до Ленинграда меньше, чем за час?..
Reply
Да, в "Незнайке" почему-то все было неприятным. У меня было подобное отторжение еще нескольких общелюбимых детских книг.
Reply
Leave a comment