Пушкин всегда рядом: воспоминания об Эфиопии (ко дню памяти поэта)

Feb 10, 2011 19:24

Моё детство началось с Пушкина. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», сборник стихотворений «Зимняя дорога» - первые мои сказки, первые мои книжки! Сначала мне их читала мама, потом эти книги я читала сама, потом читала их дочке.
В 10 лет  важную роль в моей жизни сыграл небольшой  сборник стихотворений А. Пушкина, который в 1977 году совершил с нашей семьёй   путешествие в Африку.



Нам  довелось жить в Эфиопии. А попали мы туда неслучайно: в 70-е годы СССР оказывал помощь развивающимся странам, специалистов  из разных областей науки отправляли на работу для обучения студентов в учебных заведениях.  Отец преподавал   паразитологию в Омском ветеринарном институте, и ему было предложено  обучать этой   дисциплине в Эфиопии. Подготовка  к поездке для отца началась  с 1968 года - необходимо было  освоить английский язык. Так мы попали  в Африку, в далёкий студенческий городок Алемаю, где отец преподавал паразитологию  эфиопам в сельскохозяйственном колледже. Поэтому литература   для поездки в Африку была выбрана  учебная, научная, научно-популярная - для работы.  Но Пушкин был с нами!

Первое впечатление  от Африки - всё, абсолютно всё,  другое: люди, язык, одежда, еда, природа, животные.



В разных уголках  Эфиопии встречались: невысокие горы, саванны и редколесье, платановые, эвкалиптовые, кипарисовые рощи, густые заросли,  много речушек и озёр.










Пышной южной  растительностью я насладилась вдоволь: яркие кустарники, цветущие кактусовые изгороди, банановые заросли, необычные экзотические растения.



А животные! Гуляют себе вдоль дорог, не обращая внимания на людей, а местное население не обращает внимания на животных! Зато для нас - это почти что чудо, много  зверей, которых на родине   просто так не увидишь.  Шакалы, охотящиеся на полёвок. Гиены, в тёмноё время суток околачивающиеся  возле дома в поисках дичи. Необычные птицы, поющие на разные голоса. Орёл,  выхватывающий кусок хлеба из моих рук. Бабочки, саранча жутких размеров, приземляющиеся на меня, как на цветок. Ручная мангуста, любительница  молока. Обезьянки, вытряхивающие из сумок всё содержимое  в поисках чего-нибудь съестного. Ящерица, заползающая в постель. Антилопа, пробегающая мимо окна. Зайцы, перебегающие тропинку, по которой ты идёшь.  Гигантская черепаха, путешествующая по  проезжей дороге. По просьбе русских хирургов черепаху-путешественницу нашли,  перевезли  на легковой машине  и выпустили  к ним в  огромный сад около коттеджа. Какое удовольствие было наблюдать за ней: как ест, как передвигается, как вытягивает свою длинную шею, чтобы понюхать огромных размеров цветок. Прямо Тортилла из сказки!  На этой черепахе мы  постояли и посидели, так хотелось покататься, но, увы, Тортилла не возит людей, она  прячет свою голову в панцирь!


    


Много интересного могу рассказать об Африке! Но все эти красоты, к сожалению, не приближали к Родине, к дому. Всё время вспоминали родную природу. Пушкин научил меня понимать и любить русскую природу!  С  каким наслаждением я его  в Африке  перечитывала, учила наизусть и вспоминала  «мороз и солнце, день чудесный», и как:

Под голубыми небесами
                          Великолепными коврами,
                          Блестя на солнце, снег лежит;
                          Прозрачный лес один чернеет,
                          И ель сквозь иней зеленеет,
                          И речка подо льдом блестит.

Снега не хватало, ведь уехали из снежного января прямо в жаркое африканское лето!

Стихи Пушкина помогали  пережить разлуку с домом и пребывание в непривычной обстановке. Я много времени проводила с русским мальчиком Антошкой и эфиопчиками, это были мои друзья.



Не зная  местного языка, мы легко общались  с местными ребятишками. Любимыми играми были футбол и «вышибалы». А как на нас,  белокожих, реагировало чёрное население!  Увидят в первый раз и кричат на амхарском: «Аваша, аваша», что в переводе - белые.   Дети ещё и прыгали от радости, когда видели нас.  А ещё хочется сказать, эфиопы  гордятся тем, что предок Пушкина был их земляком. В Африке знают великого поэта!



Книга «Сказка о царе Салтане»  до сих пор со мной! Издание 49-го года с рисунками  художника К.Кузнецова:


    


Белка песенки поёт,
                      Да орешки всё грызёт,
                      А орешки  не простые,
                      У них скорлупки золотые!

Место, где я живу сегодня, облюбовали белки. Скачут с дерева на дерево, находят кормушки и лакомятся орешками, семечками, оставленными людьми. Оказывается, сказка рядом! И злые старухи, и наивные старики, и рыбки золотые в жизни тоже встречаются! А сказка подсказывает, что кого ждёт! Мудрость сказки не знает границ и не имеет срока давности!

Сборник стихов «Зимняя дорога» с рисунками  Б. Дехтерёва и Г. Никольского  1972 года издания тоже сохранился в моей библиотеке.


    


Рисунки с изображением русской деревни, русской зимы,  лошадей,  запряженных в сани, плюс стихи Пушкина.  Как это здорово!

Зима! Крестьянин, торжествуя,
                        На дровнях обновляет путь;
                        Его лошадка, снег почуя,
                        Плетётся рысью как-нибудь…

…Приятно думать у лежанки.
                        Но знаешь: не  велеть ли в санки
                        Кобылку бурую  запречь?
                        Скользя по утреннему снегу,
                        Друг милый, предадимся бегу
                        Нетерпеливого коня…

Однажды в деревне  испытала такое удовольствие! Только  было это  летом. Лошадь, запряжённая в телегу, везла нас в лес за грибами. До сих пор вспоминаю:  лежишь себе  в телеге на сене и глядишь в бездонное небо или сидишь, свесив ножки!  А грибы прямо в телегу так и просятся  - красуются вдоль обочины!   Целую телегу набрали! Как в сказке!

Я рада, что ещё в детстве  ощутила на себе силу пушкинской поэзии, что побывала на далёком континенте, на родине предка нашего великого поэта.  Не правда ли, как в сказке! Самое главное, сколько бы не  прошло времени, где бы я не была, чем бы  не   занималась,  Пушкин всегда рядом!

*Пушкин, Никольский Г., Дехтерев, Кузнецов К., по литературным местам, домашние библиотеки омичей

Previous post Next post
Up