Сказки без слов "Marсhen ohne Worte", 1907г

Jan 19, 2012 20:23


Один из тематических выпусков мюнхенского журнала «Jugend» собрал на своих 48 страницах избранные иллюстрации к детским сказкам, публиковавшиеся за первое десятилетие его существования. Издание представляет собой книгу эциклопедического формата в твердом переплете с тканевым корешком. Две первые страницы - тенст на немецком, остальные - иллюстрации, каждая на одной стороне листа. Книга издана в Берлине в 1907 году. Бумага плотная. Благодаря этому, издание отличает превосходное качество печати. Книга на немецком языке, так что далеко не вся сопроводительная информация мне была понятна. Под каждой иллюстрацией приведено её название и фамилия художника. Мне удалось идентифицировать только одну сказку. Буду благодарен за подсказки.
На некоторых сканах левое поле, которое у корешка чуть смазано. Ломать переплет не хотелось.
На мой взгляд, издание интересно тем, что дает наглядное представление о немецкой сказочной иллюстрации конца XIX-начало XX века.  












Стр. 1 "Wicht und Elfenfind" (1902г)                                   Karl Heilig



Стр. 3  "Ums Morgengrauen"                                         Erich Kuithan



Стр.5  "Die Stiefmutter" "Мачеха"                                                  Leo Putz



Стр 7. "Konigstochter" "Королевская дочь"                                            Robert Engels



Стр. 9 "Der Hirte" "Пастух"                                                       Hans Hoffmann?



Стр.11 "Um Burgberg"                                                          Richard Pfeiffer



Стр.13  "Der Winterschrecten" "Зимний ужас"                                                  Paul Rieth



Стр.15 "Die Prinzessin und der Schweinehirt"                 Ungelo Jant?
Очевидно, что это иллюстрация к сказке Андерсена "Свинопас".



Стр. 17 "Die Sternenfrau" "Звездная женщина"                                          Robert Engels



Стр. 19  "Der wunderliche" "Чудной музыкант" (к сказке Гримм)                    Richard Pfeiffer



Стр. 21  "Beim Herrn Doftor"? (1904г.)                                                   Karl Heilig
Вам ничего не напоминает? Вылитые Вальтеровские "Поки"!



Стр. 23  "Ulle Dogel find schon da" Илл. к детской песенке                     Ferdinand Spiegel



Стр. 25 "Es bluht das fernste tiefste Tal..."                                        Hans Hoszmann ?



Стр. 27 "Der Einsiedler"  "Отшельник"                                              Moritz v. Schwind



Стр. 29 "Das Pilzmannchen" Подстрочный перевод "Самец гриба" )))))              Karl Herm.Muller



Стр. 31 "Der Wicht"                                                    Urpad Schmidhammer



Стр. 33  "Um Sonntag Nachmittag"  "В воскресенье послеполудня" Ignatius Taschner



Стр. 35  "Der Werwolf" "Оборотень"                                                                    Leo Putz



Стр. 37 "Deutsche Sommernacht" "Немецкая летняя ночь"                              Hans Thoma



Стр. 39 "Die Jahrhunddert - Schaufel" "Карусель столетия"                                Udolf Munzer



Стр. 41 "Der steinerne Gaft" "Каменный гость"                                                       Ungelo Janf



Стр. 43 "Ein Buchsedschuss"                                             Reinhold Mar Eichler



Стр. 45  "Der Sagestolz"   "Старый холостяк"                                                       Julius  Diez



Стр. 47  "Gluhschrat fommt!"   ?                                                            Mar Bernuth



Сам журнал «Jugend» выходил в свет с 1896 по 1940 год. Вот что сказали о концепции журнала в предисловии к первому номеру его издатели Георг Хирт и Фриц фон Остини:
«Полагая, что среди многочисленных выходящих в Германии иллюстрированных еженедельников нет ни одного, который отдавал бы должное идеям и устремлениям нынешней богатой событиями общественной жизни в сфере свободных художественных исканий, мы предприняли попытку восполнить этот очевидный пробел. Мы намереваемся назвать новый еженедельник „Jugend“ („Юность“), что, собственно, говорит само за себя: безусловно, подразумевается не возраст, а состояние души - в том числе и тех, кто под осенним солнцем, в пору зрелости, счастлив сказать о себе: „Старое сердце, как же ты горячо!“
У нас нет „программы“ в обывательском смысле этого слова. Мы хотим обсуждать и иллюстрировать все, что интересно, что способствует подъему духа; мы хотим говорить о том, что прекрасно, эстетично, характерно, весело - и действительно художественно. Не будет забыта ни одна область общественной жизни, но ни одну из них мы не станем выдвигать на первый план: сегодня мы говорим о высоком искусстве, орнаментике, декоративных стилях, моде, спорте, политике, музыке и литературе вполне серьезно, а завтра - с юмором и иронией, в зависимости, чего требуют обстоятельства и материал…

…Благодаря нашей беспрограммности - той самой „программе“, которой мы решительно намерены придерживаться, - сфера нашей деятельности простирается так широко, что всякий мыслящий и жизнерадостный человек сможет опубликовать в „Югенде“ что-нибудь свое. При этом он вовсе не должен быть профессиональным литератором! И любой художник обязательно найдет среди своих рисунков что-либо для нашего издания или пожелает воплотить у нас свои творческие замыслы. Чем оригинальнее и непосредственнее работа, чем вернее отражено в ней мировоззрение художника, тем более она будет нам интересна. Итак - вперед со свежими силами, и пусть „Югенд“ станет вашим знаменем!»

С самого начала своего существования «Югенд» претендовал на особое место в культурной жизни Германии и объединял вокруг себя творческую молодежь - искателей новых художественных форм и стилей выражения. "Стиль оформления «Югенда» "Югендстиль" стал на рубеже XIX и XX столетий визитной карточкой художественных кругов Мюнхена, а в дальнейшем - и обобщенным названием всех немецких направлений модерна.

Некоторые исследователи модерна считают, что журнал оказал значительное влияние на формирование творческого мировоззрения И.Я. Билибина. Огромной популярности "Югенда" как пропагандиста новых художественных тенденций того времени обязаны своим возникновением журналы "Мир искусства" (1899г) и "Зоотое руно" (1906г).  С изданием сотрудничал Константин Сомов. На обложке одного из номеров была опубликована репродукция Бакста.
Среди любителей и коллекционеров журнала высоко ценятся первые страницы обложек «Югенда», где традиционно публиковались репродукции картин и графики известных художников, а в военное время - патриотические плакаты, портреты военачальников, героев войны и др. На второй, третьей или четвертой страницах каждого журнала вплоть до предвоенных лет обычно помещались орнаменты, виньетки, иллюстрации в стиле модерн. Журнал имел и острую сатирическую направленность, публикуя скетчи, карикатуры.

Только за первые семь лет издания «Jugend» представил читателям более 250 как профессиональных, так и начинающих художников.


.

детская литература Германии, из истории детской периодики

Previous post Next post
Up