Franek
автор: Maria Konopnicka
иллюстрации: Janusz Grabiański
издательство: Nasza Księgarnia
Варшава
1956
вся книга Сокращённый перевод
Франек был проблематичным мальчиком.
Франек камнем выбил стекло.
Франек на кота напал.
Франек ушат у прачки стянул.
Она ходит, расстраиваивается, а он себе хохочет. Прачка в комнату пошла ушат искать, а Франек ушат на улицу выставил. Прачка выходит, видит ушат и глазам своим не верит: "Во имя отца и сына..." А Франек от смеху падал.
А в другой раз пуделя за хвост ухватить захоте, но не смог - тот высоко сидел в окне девушки Гертруды. А тут появился кот гладильщицы . Он её фаворитом был. Такой же толстый как и пудель Гертруды. Франек ухватил кота за передние лапы и запустил им в пуделя. Понятные последствия. Гертруда взяла кота за шкирку и дала ему пару подзатыльников. "Пожалуйста не бейте моего," - закричала гладильщица, "отпустите его немедленно!" И пошла перепалка, которая становилась всё шумнее и шумнее. А Франек со смеху покатывался.
А отец у него - как все отцы. То воду носил, то улицу подметал, то снег убирал - ему не до Франека. А что мать с Франеком пережила - ужас просто! Любить-то он её любил, но и минуты не мог усидеть спокойно. Дня не проходило без чего-нибудь ужасного. Неряха он был и денег родительских не берег. Вот рукав себе разодрал, например. Не было у него совести. Обещал, однако: "Мамочка золотая, я исправлюсь!" Но не очень-то получалось. Только через порог переступит, а в голове у него новая проказа!
Отец бы возможно дело ремнём поправил, но мама-то на Франека не жаловалась - ведь единственный он у неё был. И кто же из Франека выростет? Всех это беспокоило.
Но вот однажды умерла в доме нищая работница-вдова и остался после неё сиротка - маленький Каролек. Карольку ещё и годика не было.
Скинулись соседи на похороны, а когда время пришло о сироте думать, каждый только вздыхал и руками разводил. А вот Франек матери руку целовать принялся и просит:
" Маменька золотая! Возьми Каролька." Мать оборонялась как могла, но вот когда Франек обещал исправится - слово чести дал - не устояла.
И в самом деле исправился-таки мгновенно. И не узнать его с того дня. Ещё затемно, а он бежит посмотреть не сбросил ли Каролек одеялко, не холодно ли ему? Поставит мать обед на стол, а он до него не дотронется пока Каролька не накормит. И мать не нарадуется. А вот кума думала, что ненадолго это, но ошиблась кума. Удивляются все в доме, головами качают. Никто больше стёкол в прихожей не выбивает. Кот с пуделем больше не деруться. Даже рубашечку Франек рвать перестал. А когда мать ему новую хотела купить, то он попросил, чтобы вместо него Карольку новую купили.
"Душа, а не мальчик", поговаривали о нём женщины со двора.
А как-то раз год спустя попросил Франек отца грамоте его научить, чтобы потом Каролька он сам учить мог. Заблестели слёзы у отца в глазах, мать лицо фартуком вытерла, а Франек на следущий день засел за букварь.