Позняков Н.И. "Товарищ" (1923 г.)

Oct 19, 2011 23:30

Давно мы не разговаривали о книгах из коллекции омского краеведа Владимира Ивановича Селюка! А ведь в ней немало очень интересных эмигрантских изданий 20-30-х годов ХХ века. Вот и повесть Николая Ивановича Познякова "Товарищ" вышла в свет в Берлине. Любопытный момент: на титуле указано, что это  "издание Девриена", причем седьмое!  Похоже, что ( Read more... )

*Позняков, издание Девриена, коллекция В.И.Селюка, книги 20-х гг. ХХ в.

Leave a comment

tomtar October 19 2011, 19:17:29 UTC
Попалось забавное упоминание о Николае Познякове: известен как изобретатель экслибриса для своей библиотеки «Эта книга украдена у Н. И. Познякова» :)
А вам не кажется, что начало повести перекликается с "Кадетами" Куприна?

Reply

donna_benta October 20 2011, 00:26:33 UTC
Александр Иванович Куприн родился позже Познякова, и "Кадеты" изданы в 1900 году. А повесть "Товарищ" уже в 1896 году вышла 2-м изданием.
Но и там, и там ситуация типичнейшая - испытание новичка.
Про забавный экслибрис я читала :) Проблема каждого библиофила - как уберечь книги. И все равно что-то пропадает бесследно ((

Reply

iamaglika October 20 2011, 01:51:32 UTC
Спасибо, что Вы так подробно и с любовью рассказали о повести. Я сразу стала вспоминать, какие "школьные" повести любила. Наверное,Натальи Долининой, "Разные люди". Конечно-конечно, она совсем не детско-школьная, потому что учительница там работает в Школе рабочей молодёжи. И ещё повесть Игоря Минутко "Давно, когда была юность". А классической "школьной повестью" мне всегда казалась дорогая мне с детства "Это моя школа" Елены Ильиной. Но автор не имела педагогического образования, закончила Ленинградский институт истории искусства.
Вы замечательный абзац привели! Учительская голова у мальчика Бори в этих размышлениях.

Reply

donna_benta October 20 2011, 04:05:31 UTC
Да, учитель Позняков чувствуется даже в размышлениях мальчика Бори :))
Но история мальчика рассказана так искренно, что юные читатели, думаю, не замечали стоящего за ним учителя.
И мне нравится сама идея повести: естественность и необходимость нравственного поведения не навязывается извне, а показана через жизнь маленького мальчика, который то идет на поводу у сверстников (играет в перышки, пробует курить), то находит в себе силы противостоять несправедливости.
Редкие книги вы сейчас вспомнили. Наверно, стоит как-нибудь о них поговорить. Книгу Ильиной я упоминала однажды, но ее новогодний эпизод.

Reply

tomtar October 20 2011, 04:48:25 UTC
Да, я знаю, что "Кадеты" появились позже. Любопытно созвучие фамилий главных героев: Буланин и Буланов.

Reply

donna_benta October 20 2011, 05:54:32 UTC
В самом деле любопытно! А как вам типы, нарисованные Позняковым? Как все повторяется, признаться. И через 120 лет есть такие же. И детская грубость прорывается в любых условиях: и в гимназиях под сверхконтролем преподавателей, инспекторов, дневных и ночных воспитателей, и в современной школе, где этого контроля и позитивного диалога с детьми порой недостаточно.

Reply

tomtar October 20 2011, 14:02:53 UTC
О, типы и ситуации узнаваемые! Ничего практически не изменилось, кроме, увы, нравственных оценок: вместо "стыдно не заплатить" - "только дураки платят". Боюсь, жизненные принципы угрюмовых одержали верх.
А говоря о том, что жанр школьной повести сейчас исчез, вы имеете в виду ее классический вариант - о школах-пансионах? В советское время ближе всего к нему были повести о суворовцах. Но преобладали все-таки просто книги "из школьной жизни"

Reply

donna_benta October 20 2011, 15:04:39 UTC
"Школьной повестью" я называю, как принято обычно, как раз книги "из школьной жизни". Жанр, на мой взгляд,умер в начале 90-х годов. В последнее десятилетие он подменяется "детскими детективами", героями которых часто бывают школьники, но это более легковесный жанр, он не касается сути школьных проблем, чем обычно отличалась хорошая школьная повесть.
Эту повесть Познякова очень хочу на следующий год пообсуждать с читателями - в сравнении с какой-нибудь хорошей современной книгой. По-моему, будет много поводов для разговора и даже дискуссии.
В книге еще очень трепетное отношение в семье. Боря вырос в деревне, и описанию его семьи, трогательных взаимоотношений с няней и гувернанткой отведено целых две главы. В конце повести автор возвращает мальчика к родителям: те принимают решение жить зимой в Москве, и Боря продолжит обучение в московской гимназии, но уже не пансионером. Видимо, пройдя в детстве через пансион, Позняков не считает его лучшим местом для воспитания хорошего человека.

Reply


Leave a comment

Up