Наверное, если бы они эвакуировались в Сибирь или на Урал, ощущение удаленности от родного дома не было бы столь острым. А тут практически эмиграция: чужой язык, чужие обычаи, все вокруг совсем другое. Сколько недетской тоски в этой детской игре...
Тоска военных лет... Когда утраченный родной дом - это воспоминание о мире, и о том, как семья была полная и счастливая. В альбоме на Яндекс-фотках еще один рассказ из книги - "Страшная дверь", как раз о том, насколько иной была жизнь в далеком среднеазиатском городке. А самое главное, что и послевоенное время не одарило счастьем, как мечталось. У Нонны Слепаковой есть очень мрачный автобиографический роман более поздних лет - "Лиловые люпины, или Дым без огня", даже не смогла его читать. Отец вернулся с войны, но вскоре тяжело заболел. Нонну часто наказывали запретами и лишением всего, что ей нравится. Но в детской книге о самых сложных годах этой мрачности нет, а только детство, которое идет без оглядки на время. И свет 60-х все же лежит на ней.
Хороший рассказ. Вообще книга получилась очень цельная. О трудном, горьком, но светло. Да, вся из шестидесятых. Напомнила "Большую апрельскую балладу" Анчарова. Даже в названиях перекличка.
Получается, всерьез не обсуждали, хотя несколько книг показывали и говорили о них. Прекрасный сборник Яковлева "Собирающий облака", повесть Г.Карпенко и более позднюю работу по Е.Шварцу. Нашла фотографию:
В "Шуре и Марусе" сразу и не узнаешь Петровых, разве что взгляд на город через полукруглое окошко. Графика у них лаконичная, строгая, а тут - стилизация под детский рисунок.
Замечательная. Мне потому и стало любопытно, неужели работы этих художников отдельно не обсуждались? Сторонних ссылок в интернете попалось очень мало, и все кратко, формально.
В издании 1974 и обложка радостнее - в гамме больше весенней зелени, и розетка на мосту выглядит дивным цветком. А двор характерный, каких до сих пор полно. Только дровяные сараи исчезли.
Reply
Меня тронуло, как дети в эвакуации строят свой Ленинград. И то, что детство ловит любые проблески счастья и верит в светлое.
Reply
Reply
В альбоме на Яндекс-фотках еще один рассказ из книги - "Страшная дверь", как раз о том, насколько иной была жизнь в далеком среднеазиатском городке.
А самое главное, что и послевоенное время не одарило счастьем, как мечталось. У Нонны Слепаковой есть очень мрачный автобиографический роман более поздних лет - "Лиловые люпины, или Дым без огня", даже не смогла его читать. Отец вернулся с войны, но вскоре тяжело заболел. Нонну часто наказывали запретами и лишением всего, что ей нравится.
Но в детской книге о самых сложных годах этой мрачности нет, а только детство, которое идет без оглядки на время. И свет 60-х все же лежит на ней.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Нашла фотографию:
( ... )
Reply
Reply
У них все работы чуть разные. И одухотворенная рукотворность всегда хороша и глубока.
Reply
Reply
Reply
Reply
Кстати, один из портретов девочки был в двух вариантах. Вот ранний, на нем отпечаток времени грустнее:
( ... )
Reply
А двор характерный, каких до сих пор полно. Только дровяные сараи исчезли.
Reply
Leave a comment