Leave a comment

donna_benta June 25 2016, 08:42:29 UTC
Получается, всерьез не обсуждали, хотя несколько книг показывали и говорили о них. Прекрасный сборник Яковлева "Собирающий облака", повесть Г.Карпенко и более позднюю работу по Е.Шварцу.
Нашла фотографию:



И биографическую справку: http://www.sholokhov.ru/museum/collection/arts/816/

Оказывается, график в этой паре Валентина Владимировна, а Леонид Григорьевич - живописец. С датами его жизни путаница какая-то, везде разные.

Reply

tomtar June 25 2016, 09:40:10 UTC
В "Шуре и Марусе" сразу и не узнаешь Петровых, разве что взгляд на город через полукруглое окошко. Графика у них лаконичная, строгая, а тут - стилизация под детский рисунок.

Reply

donna_benta June 25 2016, 10:02:38 UTC
Да, более детская книга. Но ведь тоже замечательная?
У них все работы чуть разные. И одухотворенная рукотворность всегда хороша и глубока.

Reply

tomtar June 25 2016, 11:09:01 UTC
Замечательная. Мне потому и стало любопытно, неужели работы этих художников отдельно не обсуждались? Сторонних ссылок в интернете попалось очень мало, и все кратко, формально.

Reply

donna_benta June 25 2016, 12:37:42 UTC
Тоже удивляюсь.
А знаете, ведь для Валентины Петровой иллюстрации к книгам Слепаковой тоже автобиографические! Нашла еще одну справку:
"Валентина Владимировна Петрова (Шульц) (1922 г.р.) Родилась в городе Канев на Украине. В 1936 году рисунки девочки были замечены И.И. Бродским и П.П. Белоцветовым, и по их настоянию она стала учиться в СХШ при Академии художеств. В 1941 году поступила на живописный факультет ИЖСА. В 1942 году вместе с Академией была эвакуирована в Самарканд. В Самарканде большое влияние на нее оказал преподаватель Академии, выдающийся советский график Е.А. Кибрик, убедивший девушку перейти на второй курс графического факультета. В 1944 году вернулась в Ленинград. В 1951 году окончила графический факультет института им. И.Е. Репина. Затем два месяца пробыла в Италии. Во время учебы в институте стала работать как книжный иллюстратор в издательстве «Детгиз». За свою творческую жизнь оформила большое количество книг в разных издательствах. Занималась эстампом, особенно активно с начала 1960-х годов. Художница выполнила множество автолитографий, в частности блокадный цикл 1985 года. Большие листы цикла - обобщение впечатлений блокадных лет в большой композиционной форме, сложной тональности. Участник большого числа международных выставок, Заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР.
Петров Л.Г. (1919, Иваново - 1978, Ленинград). В 1937 г. поступил на факультет живописи ЛИЖСА им. И.Е.Репина. Во время войны в блокадном Ленинграде участвовал в выпуске наглядной агитации, плакатов, газет. Закончил ЛИЖСА в 1945 г. по мастерской Б.В. Иогансона. Большое место в творчестве занимает книжная и станковая графика. Заслуженный художник РСФСР (1968), член Союза художников СССР". (Отсюда: http://www.gelos.ru/month/september2012art/peter.shtml)
Хорошо, что вы продолжили разговор! Так бы и не узнали, как рождалась книга.

Reply

tomtar June 25 2016, 12:49:22 UTC
Значит, книга очень личная для всех ее авторов. Не перестаю удивляться, какие хитросплетения открываются за страницами детских книг.

Reply

donna_benta June 25 2016, 13:07:47 UTC
Да.
Кстати, один из портретов девочки был в двух вариантах. Вот ранний, на нем отпечаток времени грустнее:




Добавила его сейчас в пост. И еще одну картинку - веселую, зимнюю.
А сюда - День Победы. Плакат на нем к 1-му Мая, так и шли с ним, не успев нарисовать новый:



Reply

tomtar June 25 2016, 13:15:08 UTC
В издании 1974 и обложка радостнее - в гамме больше весенней зелени, и розетка на мосту выглядит дивным цветком.
А двор характерный, каких до сих пор полно. Только дровяные сараи исчезли.

Reply

donna_benta June 25 2016, 13:25:46 UTC
Наверно, большая часть их в блокаду и исчезла, разобрали на те же дрова.

Reply

tomtar June 25 2016, 14:28:31 UTC
Как разобрали, так и восстановили: дровяные водогреи в старых домах сохранялись довольно долго, едва ли не до 60-х.

Reply

donna_benta June 25 2016, 14:58:24 UTC
Представьте, дровяных водогреев в нашем городе даже и не вспомню. А ведь, наверно, были? В 60-е встречались газовые нагреватели. Но даже ими никогда не приходилось пользоваться.
Все же Петербург гораздо раньше начал застраиваться многоэтажными домами, больше сохранилось прежних удобств. У нас же город был одноэтажный, деревянный, а потом быстро стал многоэтажным, но в 60-70-е.

Reply

tomtar June 25 2016, 16:22:32 UTC
Газовые колонки у нас скорее норма, чем экзотика. Всю жизнь пользуюсь )) Только в последние годы в новостройках стали избавляться от газоснабжения: плиты электрические, вода из теплоцентрали...

А дровяной водогрей в виде небольшой круглой печки в ванной есть у Конашевича в "Нашей улице":


Reply

donna_benta June 25 2016, 18:56:25 UTC
И точно! В этой книге много забытых бытовых подробностей.
А у нас по-прежнему газовая плита, не меняли на электрическую. Но в том микрорайоне, где живу, изначально, с 70-х годов, только центральное отопление и горячее водоснабжение. Большие ТЭЦ в городе.

Reply

sergej_manit June 28 2016, 16:58:08 UTC
У нас и до 1980х продержались дровяные сараи - хоть печки уже убрали давно и отопление провели :)
-- они были закреплены за квартирами, и жильцы устраивали там потом летние комнаты со старой мебелью ...

Reply


Leave a comment

Up