Сфера ЖКХ с текущими крышами и перегоревшими лампочками в подъезде до недавнего времени считалась чем-то совершенно далеким от политики. Но благодаря сайтам вроде
«РосЖКХ», росту интереса к местной политике и отдельным ярким примерам самоорганизации «коммуналкой» заинтересовались многие. В декабре я как муниципальный депутат участвовала в передаче канала «Доверие», посвященной недобросовестности нашей южнотушинской ДЕЗ. В «Службу доверия» обратились председатели двух домов с жалобой на холод в подъездах. Мы тогда вместе с экспертами обсуждали, что делать жильцам и куда обращаться. Я написала в Мосжилинспекцию, в ДЕЗ и в управу. На днях пришел ответ из Инспекции:
сообщают, что управляющей организации выдано предписание восстановить температурный режим. Из управы
пишут, что в одном доме заменили двери, сейчас заменяют окна, и в обоих устанавливают дополнительные конвекторы.
На самом деле подобные вопросы, конечно, не должны решаться так долго, мучительно и с обязательным привлечением телевидения. Жильцы дома по адресу проезд Досфлота, 3 еще в начале прошлого года обратились в Мосжилинспекцию с жалобой на холод в подъездах. Дома там спроектированы так, что подъезды стеклянные, и зимой в подъездах термометр редко поднимается выше нуля. Отопление - одно из самых дорогих коммунальных удовольствий, а жильцы платят за тепло не только в квартирах, но и в подъездах. Мосжилинспекция прислала мобильную лабораторию, чтобы замерить температуру, - и надо ж такому случиться: нечаянно сломали тепловизор!
Со второй попытки удалось убедиться, что температура намного ниже нормативов, поэтому зампрефекта поручил установить недостающие батареи. Но столбик термометра почему-то все равно остался в районе нуля (у Павла Старовойтова, старшего по дому, есть документальное подтверждение с термограммами). Оказывается, калориферы поставили по заниженной цене, и их пропускная способность получилась ниже проектной. В соседнем доме, где жильцы оказались настойчивее, поставили проектные калориферы, и стало все более-менее нормально.
А на Досфлота, 3 продолжало дуть из всех щелей. «Если тепло недодаете, то хотя бы пересчитайте платежи», - резонно решили жители и собрали кворум, чтобы перезаключить договор с управляющей компанией. Но полный текст нового договора они от юристов ДЕЗ не получили. А на следующий день в довершение всех бед металлическая дверь подъезда вывалилась наружу. В доме по-прежнему холодно, а платежи растут и растут. Температура - ноль вместо положенных +16º. Жители пишут коллективные претензии к ДЕЗ на перерасчет за неоказанную услугу.
Но достучаться до тех, кто непосредственно отвечает за состояние дома, - задача не из легких. Жильцы не могут в любой момент вызвать подрядчиков и с ними пройтись по дому, чтобы зафиксировать недостатки. Даже старший по дому не имеет возможности самостоятельно спуститься в подвал или подняться на чердак (где, по его словам, живут бомжи). Если в подъезде перегорает лампочка, люди бегут к старшему по дому, а тот может лишь звонить в диспетчерскую и надеяться на милость ДЕЗ.
Когда исполнителем работ является государство, ждать подобных милостей не приходится. Износ коммунальной инфраструктуры выгоден чиновникам, потому что эта сфера становится черной дырой и через нее можно вывести из бюджета сколько угодно денег. Гораздо легче взять дом под свой контроль, создав в нем ТСЖ. Такие активные жильцы, как Павел Старовойтов, который ходит почти на все собрания депутатов, регулярно пишет жалобы и давно разобрался, кто из чиновников за что отвечает, работают за «спасибо» и на голом энтузиазме. А могли бы со всеми полученными навыками стать председателями ТСЖ и получать за это зарплату - неплохая прибавка к пенсии, учитывая, что большинство таких активистов как раз пенсионеры.
На прошлой неделе я была модератором дискуссии об опыте ТСЖ в Москве. Экспертами были глава «Движения ТСЖ» Максим Брусиловский, председатель ТСЖ в Замоскворечье, и председатель ТСЖ на Рождественском бульваре Михаил Шульман, которого в прямом смысле
едва не убили за то, что пытался выгнать рейдеров из собственного дома. Встречая особенно активных жителей Тушина, я всегда спрашиваю, не думали ли они организовать у себя ТСЖ, - все они говорят, что думали, но не знают, с чего начать, а кроме того, уговорить соседей непросто. Теперь я планирую провести такую же консультацию у себя в районе, чтобы жители смогли задать все вопросы экспертам.
Click to view
При грамотном подходе ТСЖ - это экономия в разы. Жителям лучше знать, как сделать жизнь в своем доме комфортной, чем неповоротливым организациям, на которые еще советской властью были возложены коммунальные обязанности. Создав ТСЖ, жильцы смогут сами выбирать управляющую компанию, ремонтировать подъезды, не дожидаясь бумажек от ДЕЗ, и платить значительно меньшие суммы за ЖКХ. Лужковская мэрия всячески форсировала процесс создания ТСЖ, понимая, что городское хозяйство рано или поздно затрещит по швам, если все текущие трубы продолжать чинить за счет города.
Помимо экономии, ТСЖ - это еще и гарантия, что с вами будут считаться. Районные чиновники знают тысячу и один способ отправить жителя ни с чем, если он пришел жаловаться. Другое дело, когда в кабинет входит председатель ТСЖ и заявляет: «Наш юрист с вами поговорит». Нанимать юриста на постоянную основу не обязательно, достаточно приглашать в отдельных случаях. Впрочем, для решения большинства проблем общаться с чиновниками не потребуется: вместо того чтобы ждать годами, пока дом включат в список на капитальный ремонт, вы одним звонком вызовете рабочих, которые тут же залатают крышу или покрасят стены. Не понравится результат - в следующий раз вызовете других рабочих, а не станете судиться с управляющей компанией.
При Собянине мэрия, наоборот, начала всячески вставлять активистам ТСЖ палки в колеса, прикрываясь борьбой с мошенниками, насоздававшими липовые ТСЖ. Проблема действительно существует: аферисты проводили собрания жильцов на бумаге, а жители зачастую даже не были в курсе, что дом перешел в ведение ТСЖ. Но есть нюанс: без участия районных чиновников в этом деле обходилось редко, ведь откуда у обыкновенного жильца паспортные данные всех его соседей? С липовыми ТСЖ чиновников подводила только жадность: они начинали резко завышать тарифы ЖКХ, и жители бросались выяснять, в чем дело.
Собянин решил ограничить для ТСЖ возможность продавать рекламные места в подъездах и на фасадах, а для ТСЖ это главная статья доходов. В центре столицы, где реклама стоит баснословных денег, кое-где удавалось полностью отменить квартплату за счет выгодных рекламных контрактов. Вырос бумагооборот, выросли штрафы за самые различные нарушения. Управа, которой, казалось бы, не должно быть дела до самоуправляемого дома, где жильцы всем довольны, может внезапно затребовать тот или иной отчет - и наказать жильцов рублем, если документ не положат им на стол по первому зову.
И все же ТСЖ - это отличный пример самоорганизации, пример того, как может функционировать сообщество без вмешательства государственных институтов. Брусиловский рассказал, как в его доме общее собрание жильцов решило ввести льготы по квартплате для пенсионеров и многодетных семей, хотя никакой закон их к этому не принуждал. Людей пугают тем, что какой-нибудь жулик займет кресло председателя, выпишет себе большую зарплату, начнет за взятки нанимать недобросовестных подрядчиков или проводить манипуляции с квадратными метрами. Такое действительно случается, но обычно рейдеры все делают тихо. Лучший (а возможно, единственный) способ бороться с этим - создать свое, легитимное ТСЖ и выбрать председателем честного активиста. Легко воровать, будучи министром, - красть у своего соседа намного сложнее.
Оригинал на Slon.ru