Голос Офелии

Jul 14, 2009 09:47



Был затянувшийся летний вечер, когда я, ещё школьник, застрял зачем-то у старого нашего лампового телевизора, хотя все в доме уже спали.
Около 11 часов вечера, когда совсем стемнело и от балконной двери потянуло прохладой,
и я уже собирался допить чай и выключить телек,
на экране вдруг появилось слово "ГОЛОС", а потом - в сумеречном красноватом освещении - странно красивое лицо девушки,
которая смотрела в одну точку и что-то тихо говорила, говорила,
и вокруг что-то говорили, стоял тихий, но назойливый гвалт,
а потом кто-то вдруг резко сказал - ПИШЕМ!
и я наконец понял, что это кино про то, как озвучивают кино

я как раз незадолго до того узнал, что звук в фильмах образуется не сам по себе, вместе с картинкой, что озвучание - сложная процедура, поэтому смотрел ленту сначала как некий продукт какого-нибудь "...научфильма": так вот как оно происходит-то!

потом меня всё-таки захватило - и даже не действие - это я сейчас я оценил юмор, с которым показана изнанка кинопроцесса тех лет -
а вот эти глаза, и вообще вот эта... барышня перед микрофоном...
тогда она для меня была - взрослая женщина, много старше и т.д.
и захватывала, наверно, как этакая несказочная Мэри Поппинс, как идеал какой-то такой, женский, но - НАД всем
успокаивающий, несущий мягкость, уют, покой.



уже на середине ленты я знал, что больше всего сейчас хочу, чтоб в финале были титры, чтоб титры были в финале, что я должен запомнить эту фамилию - обязательно, и никогда не пропущу ничего с её участием

титры были

после (слова спойлер мы тогда не знали, но сейчас будет именно он) грустного, но светлого, достойного истории про Мэри Поппинс, финала,
на чёрном фоне белыми буквами написали: "НАТАЛИЯ САЙКО"
я запомнил эту фамилию
и никогда больше её не видел в кино :(
И фильма тоже никогда больше не видел: хотя впереди был ещё большой кусок советского детства-отрочества, с советским же телевидением, но если "Голос" ещё и показывали когда-нибудь на центральных каналах - то не для меня.

вроде и удивительно, что не забыл всё-таки за столько лет - но, смотрите, как вот её забудешь?















А вот тут - я вмешаюсь - тут забавный момент.
Я потом время от времени вспоминал этот образ - всё реже, конечно
и пару раз мне казалось - что вот же она, та странная женщина из "Голоса"
но я смотрел титры или выходные данные -
и, в общем, первый раз это была "Зимняя вишня" с Сафоновой, потом ещё что-то с ней же

когда образ незнакомки из "Голоса" поистёрся в памяти, я начал грешным делом думать, а не напутал ли я чего, может, и в Голосе снималась Сафонова - вдруг я неверно понял титры, или Сайко - её старая фамилия или там псевдоним...

и вот, пересматривая сейчас Голос, вижу там сцену, которой не помнил - героиня Сайко встречается в коридорах студии со своей дублёршей, которая выполняет за неё трюки - летает на дельтаплане, например

ну и угадайте, кто играет дублёршу? - дадада, Елена Сафонова:





Снята сцена так, что Сафонову толком не видно, до самого последнего (вот этого вот) кадра - как будто авторы опасались, что сходство слишком уж надуманное. Но ведь нет - они правда неожиданно похожи )

































И вот через много много много лет, другим уже человеком, для которого героиня Сайко - даже не ровесница, а просто девчонка-непоседа,
я натыкаюсь на этот фильм в сети.
Скачиваю, смотрю - ну, результат перед вами, собственно.
А ведь я уже начал сомневаться, не примерещилось ли мне всё то грустное, чудесное, пронзительное, что осталось тогда в душе от фильма
Сплошь и рядом ведь: помнишь, что в детстве читал какую-то книжку, которая казалась тебе чудесней всех чудес,
потом находишь её вдруг - а это Казанцев какой-нибудь, или Обручев, прости господи, и там через три слова на четвёртое - слава КПСС большими буквами.

Но нет, тут всё было как обещалось - те же глаза, то же волшебство - она по-прежнему необыкновенная - и для нынешнего меня тоже, ну не чудеса ли?

Теперь я уже многое понимаю про этот фильм и могу вкратце даже сказать, что о чём он, в чём соль и так далее.
И даже, пожалуй, скажу ))
В общем, это, конечно, в некотором роде производственная драма, классический советский жанр.

Только производство - необычное, КИНОпроизводство, про него как-то не часто рассказывали настолько изнутри. Сайко играет актрису, которая играет журналистку, причём этот фильм в фильме - тоже, судя по всему, производственная драма... принципиальная журналистка, в поисках сюжета выехавшая куда-то в провинцию, встречается с какой-то - мы не понимаем - несправедливостью, не хочет молчать об этом, ну и тому подобное.

Съёмки картины закончены, начинается жуткая рутина, о которой нам, кинозрителям, лучше и не знать: написание и запись музыки, озвучание, монтаж, всё такое. Режиссёр на съёмках придумал много "своего", и теперь нужно как-то утрясти с автором сценария поехавший сюжет и придумать финал, который должен быть, ясное дело, другим. Композитора все видят, но никто не может поймать, помреж монотонно бубнит "второй раз первый филармонический состав мы не соберём", сценарист найден, привезён, но ему всё не нравится, потому что в кадре какой-то дельтаплан, хотя у него был мотоцикл, потому что текста своего он вообще не видит, и журналисток таких, какая получилась у героини Сайко, просто не бывает. Ну вот не попадались ему такие.

А самое ужасное, что фильм ещё не озвучен, а времени в обрез.
И тут ведущая актриса попадает в больницу.
И диагноз ей ставят или готовятся поставить - совсем плохой. Ну совсем. Я никогда не слышал, что гипертония тоже бывает злокачественной, думал, это авторы фильма придумали такой эвфемизм, но нет, увы. Бывает.
И, в общем, весь фильм - о том, как важно актёру, чтоб работа его была сделана им самим. До конца.
Как страшно, если персонаж, в которого ты вложился, которым ты живёшь, будь это сто раз дурацкая производственная драма - как страшно, если его начнут озвучивать чужим голосом.
Актриса, играющая журналистку, срывается из больницы тайком, мчится на студию, проводит на ней странный, мучительный и счастливый день, чтоб всё-таки САМОЙ записать чёртовы последние "кольца", ролики, фрагменты фильма, хотя решение о замене уже принято
записать с яростным счастьем, с напором, азартом, потому что - когда ты делаешь СВОЁ дело, ты - ЕСТЬ, и это ли не прекрасней всего на свете?
пусть текст, который наспех дописал автор, дурацкий, и пусть там теперь стоит невозможное "я вам всё прощаю", которое надо проговорить вместо звучавшего на съёмках "хотите чаю?" - пусть, всё будет сделано, это то её РАБОТА, это то, что человек умеет делать
а раз умеет, а другие нет -
значит, он должен это сделать, хоть тресни
ничего нет важнее и серьёзней - и счастливей, и веселее, чем делать что ты умеешь
до конца

Вот. Высказался, поделился - как-то легче стало ) Извините, что так много вне ката.

Фильм, если интересно - я нашёл тут:
http://film.arjlover.net/info/golos.avi.html
Играют там, между прочим, Филатов (ну, ещё не был написан Федот-Стрелец, когда я первый раз смотрел - вот и не запомнил), Глузский, Никищихина, Догилева...

Фрагмент фильма - верней, нарезка фрагментов - вот:

image Click to view


(UPD ох, спустя много лет гугль настоял, что фрагменты - собственность Ленфильма, не стал спорить, смотрите лучше кино целиком ;)

Информация о Сайко - тут:
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/3744/tv/

Сейчас скачиваю фильм о Комиссаржевской, "Я - актриса", где Сайко тоже играла главную роль.
Пора восполнять пробелы )

PS Ах, да! почему в сабже написано про Офелию?
А потому, что Наталия Сайко, оказывается, играла долгое время в Театре на Таганке - и, в частности, ей довелось играть Офелию в Гамлете - в тех спектаклях, где Гамлетом был Высоцкий.
А сейчас, говорят, жива-здорова, просто не снимается и не играет, занята семьёй и т.д. Хочется верить :)

мемуарное, impressed

Previous post Next post
Up