Просил ли Ленин похоронить себя рядом с матерью

Sep 18, 2020 14:41


Автор - Андрей Сидорчик.

Нередко случается так, что усиленно навязываемый исторический миф со временем начинает восприниматься как общепризнанная истина. Подобное искажение порождает настоящую цепную реакцию, чреватую непредсказуемыми последствиями.
В последние дни в России вновь заговорили о дальнейшей судьбе Мавзолея Ленина. Поводом для этого стал конкурс, объявленный Союзом архитекторов России.
На данный момент Мавзолей на Красной площади является усыпальницей основателя Советского государства Владимира Ленина. Однако в Союзе архитекторов России убеждены, что так будет не всегда.[Читать далее]
В Положении о конкурсе заявляется: «Нахождение Вождя Великой Октябрьской Социалистической Революции В. И. Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве, в самом сердце страны, осознавшей исторические ошибки прошлого, входит в противоречие с современными представлениями о фиксации „вечной памяти“ и является нарушением русской православной традиции, а также воли самого Вождя… Есть свидетельства волеизъявления В. И. Ленина быть кремированным (воспоминания В. Д. Бонч-Бруевича) и похороненным на Волковском кладбище (воспоминания Н. К. Крупской). По мнению большинства историков, решение мумифицировать тело вождя для его сохранения в вечности в Мавзолее на Красной площади принадлежит И.В. Сталину, культ личности которого был развенчан сразу после его кончины еще в середине прошлого столетия. Совершенно очевидно, что в будущем тело В. И. Ленина будет предано земле в соответствии с его пожеланием и русской православной традицией».
Таким образом, архитекторы решили озаботиться судьбой Мавзолея после того, как Ленин будет захоронен, указывая при этом на волю самого советского лидера.
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков в беседе с ТАСС отверг политическую составляющую конкурса: «Мы, Союз архитекторов, являемся творческой организацией, мы не занимаемся политикой и не занимаемся тем более экстремизмом. Объявили мы конкурс творческий - на использование Мавзолея в будущем, вернее даже - создание банка творческих идей, концептуальных идей, как можно будет использовать Мавзолей, допустим, через 50 лет… Для того чтобы избежать всяческих трактований типа «снести Мавзолей, раз вынуто оттуда тело Ленина», мы делаем упреждающий шаг, чтобы показать населению России, что Мавзолей можно использовать, не надо двери заколачивать и не надо тем более его сносить».
В интервью «МК» Шумаков повторяет: «Мы не предлагаем экстремистских идей вроде выноса Ленина из Мавзолея. Пускай лежит столько, сколько хочется… Но! Рано или поздно этот вынос состоится. Сам Ленин завещал похоронить его на Волковском кладбище в Петербурге, рядом с мамой. Об этом есть несколько свидетельств - и его соратников, и Крупской, и Бонч-Бруевича. Лет через 50, а может, через пять, а может, через пять дней перезахоронение случится. Нужно подготовить банк идей для освободившегося помещения… Мы не раскалываем общество».
С главой Союза архитекторов России можно поспорить. Ибо в основу своей аргументации он кладет не просто сомнительные тезисы, а утверждения, многократно опровергнутые документально.
Владимир Ленин умер 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии после тяжелой продолжительной болезни. В 22 часа в Кремле специальная комиссия наметила первые мероприятия по организации похорон, а в 2 часа 15 минут ночи состоялся экстренный пленум ЦК партии. В 3 часа 30 минут состоялось заседание Президиума ЦИК СССР для выбора членов комиссии по организации похорон Ленина. В неё вошли Клим Ворошилов, Владимир Бонч-Бруевич, Вячеслав Молотов и назначенный председателем комиссии Феликс Дзержинский.
23 января гроб с телом Ленина был доставлен на Павелецкий вокзал Москвы. Местом прощания с вождем стал Колонный зал Дома Союзов.
Почти сразу комиссия по организации похорон столкнулась с проблемой - из регионов приходили телеграммы с просьбой продлить прощание, так как не все желающие могли успеть приехать к установленному сроку. Местом захоронения был выбран некрополь у Кремлевской стены, где к тому времени уже были похоронены красногвардейцы, погибшие во время революционных боев, а также известные деятели революции, среди которых особо выделялся умерший в 1919 году от испанского гриппа Яков Свердлов.
Большевики не придумали чего-то нового - кладбища у кремлевских стен существовали в течение нескольких столетий.
Предложения о том, чтобы сохранить тело Ленина, стали поступать с мест и поначалу не имели какой-то конкретики. Медики сообщили, что такая процедура теоретически возможна. Дискуссия на сей счет была оживленной. Предложение поддержали Дзержинский, Молотов, Красин, Муралов. Против высказывались Троцкий, Бонч-Бруевич, Ворошилов. Крупская дала разрешение на временное сохранение тела, попросив вернуться к окончательному решению этого вопроса позже.
В первый деревянный Мавзолей тело Ленина поместили 27 января 1924 года. На тот момент никто точно не мог знать, сколь успешными будут усилия ученых, поэтому ни о каком сохранении тела на протяжении десятилетий речь не шла. В мае 1924 года лаборатория под руководством Владимира Воробьева и Бориса Збарского представила плоды своих усилий по долговременному бальзамированию на суд делегатов XIII съезда партии. Затем на Ильича смогли посмотреть делегаты 5-го конгресса Коминтерна. Эффект оказался потрясающим - Ленин выглядел как живой.
Собственно, успехи Воробьева и Збарского сделали возможным строительство гранитного Мавзолея, о судьбе которого ныне печется Союз архитекторов России. Он был построен к 1930 году.
Ну а что же с волей самого Ленина, который якобы хотел быть похороненным рядом с могилой матери?
Впервые о «завещании Ленина» заговорили в 1989 году. Можно указать трех человек, которые могут претендовать на приоритет - писатель и журналист Юрий Карякин, режиссер Марк Захаров и политик Анатолий Собчак.
2 июня 1989 года на заседании I Cъезда народных депутатов СССР Юрий Карякин заявил: «Еще в детстве я узнал один тихий, почти абсолютно забытый нами факт. Сам Ленин хотел быть похороненным возле могилы своей матери на Волковском кладбище в Петербурге. Естественно, Надежда Константиновна и Мария Ильинична, сестра его, хотели того же. Ни его, ни их не послушали… Была попрана не только последняя политическая воля Ленина, но была попрана его последняя личная человеческая воля. Конечно, во имя Ленина же».
Эти слова очень быстро стали рассматриваться истиной в последней инстанции - ну не могут же столь уважаемые люди один за другим лгать.
Однако вот что тот же Карякин заявлял в интервью газете «Смена»: «Так и сказал (проверьте стенограмму) - о тихой, шепотной легенде, ходившей в старобольшевистских кругах: мол, Ленин хотел, чтобы его похоронили там. Ни больше, ни меньше…  Хотя на днях прочитал в какой-то газете: последнее слово завещания Ленина не выполнено. Неправда, документов таких нет».
Но нет, гражданин Карякин в 1989 году говорил не о некоей легенде, а именно о факте существования последней воли Ленина.
Племянница Ленина Ольга Ульянова отрицала то, что завещание было: «Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте - в 53 года и, естественно, думал больше о жизни, чем о смерти. К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу - как строить совершенное государство».
Зато есть документ, который полностью закрывает вопрос с завещанием. В 1997 году, когда тема захоронения была поднята в очередной раз, администрация президента Ельцина отправила запрос в Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив).
Выданная в ответ на запрос архивная справка гласит: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно „последней воли“ Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.».
Итак, никакой «воли вождя», на которую ссылается Союз архитекторов России, в действительности не было.
Что касается воли Крупской. Обратимся к воспоминаниям Бонч-Бруевича: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Но идея сохранения облика Владимира Ильича столь захватила всех, что была признана крайне необходимой, нужной для миллионов пролетариата, и всем стало казаться, что всякие личные соображения, всякие сомнения нужно оставить и присоединиться к общему желанию».
То есть категорического отрицания захоронения Ленина в Мавзолее у Крупской не было. Секретарь Надежды Константиновны Вера Дридзо вспоминала, что Крупская приходила в Мавзолей нечасто, но регулярно. Она выбирала моменты, когда в усыпальнице никого не было, и подолгу оставалась рядом с любимым человеком. При последнем ее визите присутствовал профессор Борис Збарский, вспоминавший потом о словах Крупской: «Борис Ильич, - сказала Надежда Константиновна, - он все такой же, а я так старею».
К слову, Надежда Константиновна похоронена в Кремлевской стене, то есть рядом с Мавзолеем. По какой-то причине, говоря о необходимости похоронить Ленина рядом с матерью, забывают о жене.
Поскольку Союз архитекторов России призывает в свидетели Бонч-Бруевича, приведем цитату из его воспоминаний: «Я подумал, как бы сам Владимир Ильич отнёсся к этому, высказался отрицательно, будучи совершенно убеждён, что он был бы против такого обращения с собой и с кем бы то ни было: он всегда высказывался за обыкновенное захоронение или за сожжение, нередко говоря, что необходимо и у нас построить крематорий».
То есть, Ленин Бонч-Бруевичу ничего относительно своего желания быть погребенным тем или иным способом не говорил - вождь рассуждал о похоронной практике в целом, а не о судьбе своих бренных останков. Вряд ли боец, который покоится в могиле Неизвестного солдата, ожидал для себя подобной судьбы. И не факт, что она пришлась бы ему по вкусу. Но люди решили, что так увековечить память героя правильно.
Советские люди 1920-х годов, прощаясь с основателем государства, подобного которому еще не было, считали, что и прощание с вождем должно быть необычным. Такова была их воля.
Теперь поговорим о роли Сталина, который, согласно версии Союза архитекторов России, был едва ли не главным инициатором бальзамирования тела Ленина.
Дело в том, что в 1924 году Сталин не обладал безоговорочным авторитетом в партии. Он был лишь одним из членов руководства, и за власть предстояла тяжелая борьба. Навязывание своей воли в таком вопросе, как захоронение тела Ленина, могло обойтись Сталину слишком дорого.
Советолог Арч Гетти в книге «Практика сталинизма» пишет: «Прежде всего Сталин, видимо, практически не имел отношения к решению о постоянной демонстрации ленинских останков. Он не входил в комиссию по организации похорон под председательством Ф. Э. Дзержинского, которая принимала такие решения, а его подручный К. Е. Ворошилов, член комиссии, яростно противился этой идее. Сталин являлся членом Политбюро, которое, оказывается, утверждало все рекомендации комиссии, но, кажется, активной роли в принятии решения не играл. По слухам, возникшим через несколько десятилетий (в 1960-е гг.), он заговорил о мумифицировании Ленина еще до смерти последнего и якобы выдвинул это предложение на неофициальном совещании членов Политбюро в 1923 г., где против него резко выступил Троцкий. Эта история выглядит весьма неправдоподобно. Мысль, что такой осторожный политический тактик, как Сталин, будет открыто предлагать способ распорядиться телом Ильича, пока тот еще жив, да еще в присутствии своего главного соперника Троцкого, почти смешна. Верховные руководители сочли бы обсуждение подобного вопроса при жизни своего драгоценного Ленина непростительным оскорблением, и Сталин точно не подставился бы так на радость Троцкому».
Перейдем к аргументу о том, что Ленин «похоронен не по православному обычаю».
Во-первых, странно руководствоваться такими мотивами, когда речь идет об атеисте. Это явное неуважение к покойному. Во-вторых, не стоит забывать, что государство у нас светское и при том многоконфессиональное. И если в принятии тех или иных решений руководствоваться обычаями той или иной конфессии, то ничего хорошего из этого не выйдет, а вот конфликты на религиозной почве обеспечены.
В-третьих, никаких канонов захоронение Ленина не нарушает - его саркофаг находится ниже уровня земли, а захоронение в склепе свободно практиковалось и царские времена. Далеко за примерами ходить не нужно - в Архангельском соборе Кремля захоронены московские князья и русские цари. Ничем принципиально их усыпальницы от усыпальницы Ленина не отличаются.
В Виннице почти 140 лет существует усыпальница хирурга Николая Пирогова. При этом тело ученого выставлено в застекленном саркофаге с разрешения Священного Синода РПЦ, «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н. И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик».
Подведем итог. Никаких моральных, нравственных и религиозных норм Мавзолей Ленина в действительности не нарушает. Никакого завещания Ленина о захоронении его рядом с могилой матери не существует. Решение о бальзамировании и сохранении тела Ленина не было волей Сталина.
Возникновение Мавзолея Ленина - это часть истории нашей страны, это воля советских людей. Никаких иных мотивов, кроме политической неприязни к основателю Советского государства, для его захоронения нет.
Кажется, в одной соседней стране подобное называется «декоммунизацией». Если Союз архитекторов России хочет повторить данный опыт, нужно говорить об этом прямо, а не скрывать своими мотивы за нагромождением исторического фальсификата.




Мавзолей, Антикоммунисты, Россия, Ленин

Previous post Next post
Up