Сам Врангель в своих выступлениях бывал довольно осторожен. Правда, в своей речи к Мелитопольским крестьянам в сентябре 20 г. он сказал: «Считаю долгом сообщить Вам, что Ваши лишения не будут долго продолжаться. Скоро и очень скоро к Вам придет Хозяин земли русской». («Великая Россия» № 104). О «Хозяине» он говорил и в других случаях. Но никаких разъяснений к слову «Хозяин» не последовало и либеральным болтунам была дана возможность истолковывать это в смысле скорейшего созыва Учредительного Собрания. [Читать далее]Выступавшие в печати монархисты, как, например, Московский присяжный поверенный Н. Измайлов, издававший в Севастополе газету «Русскую Правду» с лозунгами «за веру, царя и отечество», вели себя до того скандально, поднимали такую яростную погромную агитацию, что их приходилось под давлением французской миссии приструнивать, призывать к порядку. Зато выступления представителей Церкви в том же духе избавляли Врангеля от всяких неприятных разговоров со своими заграничными покровителями. Погромная и монархическая агитация велась попами усиленно в течение всего 20-го года в Крыму. Она особенно усилилась к концу врангелевщины. В сентябре (12, 13, 14-го) Высшим Церковным Управлением были объявлены так называемые «Дни всенародного покаяния». Этим дням покаяния предшествовала трехнедельная агитация духовенства и проповедь на тему: в чем заключаются прегрешения России, за которые покарал ее «Господь». В этих выступлениях имели место и бешеная антисемитская агитация и широкая агитация в пользу монархии. Симферопольская газета «Юж. Ведомости» сообщает, что «в связи с приготовлениями к дням покаяния распространяются упорные слухи о том, что 14-го сентября будет провозглашен царем бывший князь Михаил Александрович» (№ 225). Врангель счел нужным в связи с объявлением дней покаяния издать приказ о частичной амнистии для уголовных преступников. Была объявлена эта амнистия по представлению, сделанному Управляющим Военным и Морским Духовенством, Епископом Севастопольским Вениамином. Погромная агитация до того усилилась в «дни покаяния», что властям пришлось, скрепя сердце, выступить с объявлением о запрещении погромной агитации. Сделано это было весьма хитроумно. Таврический Губернатор в своем приказе по этому поводу приводит инструкции, якобы присланные из Советской России коммунистическим организациям Крыма, о необходимости для коммунистов разложить Врангелевский тыл погромной агитацией... Неизвестно, как заработали соответственно этому приказу в «дни покаяния» контрразведки по части вылавливания коммунистов, «занимавшихся погромной агитацией», но попы ничуть не испугались губернаторского приказа и продолжали свое дело. Особенно отличался в эти дни своими выступлениями знаменитый поп Востоков, который во всех городах Крыма читал одну и ту же лекцию. Его выступлению предшествовало пение «Боже Царя храни» и заканчивалось погромномонархическими демонстрациями. Этот черносотенный поп в своих лекциях давал обзоры революции приблизительно в таком виде: «Второго марта 1917 года произошло то же, что у крыльца Пилата: Русский народ променял Христа на Варавву, крест на красное знамя, солдат обманули, сказавши им, что царь отрекся. Все это сделали евреи. А нам говорят: не смейте обличать злобу еврейскую, вы возбуждаете одну часть населения на другую, это может вызвать погром». Далее: «Распутин роди революцию, революция роди Керенского, тоже еврея и масона, Керенский роди двойню: Лейбу Бронштейна и Ленина, двойня роди анархию, а анархия роди монархию. Только монархии две бывают - одна из них под красной звездой Соломоновой. Мы, священники, не можем медлить с обличением, чтобы русский народ не подпал под власть этой звезды. Отрешитесь от пилатовых компромиссов, не умывайте рук. О, вы, мужественные Иоанны, невзирая на иудейские запугивания, станьте у креста. В великий день 14 сентября пойдем за знаменами, на которых начертаны слова: «за веру христову, безумцами поруганную, за царя, масонами убиенного, за русский народ, иудейской злобой распинаемый». Восприимчивая аудитория резюмировала, по словам «Южных Ведомостей», лекцию попа-погромщика таким образом: «Значит, 14-го день покаяния, а погром когда». В самый день 14 сентября отец Востоков обратился к толпе молившихся с вопросом: «чего же хотим мы, православные христиане?» В ответ раздались крики: «Царя». Сначала одиночные, они накатывались, как снежный ком, и были покрыты дружным ура («Таврический Голос» № 325). Архиепископ Дмитрий был мудр, как змей, и его выступления носили менее оголтелый характер. Но в общем и целом они мало чем отличались от мракобесных выступлений Востокова. Когда к этому архиепископу обращались за разрешением петь в соборе «Боже Царя храни», он отвечал: «я не могу ни в коем случае этого разрешить, точно так же, как не могу и запретить»... Вся это иезуитско-жульническая братия до того зарвалась, что решила было устроить крестный ход за линию фронта. Отец Востоков уверял газетных корреспондентов, что он пройдет до самой Москвы, уничтожая по пути крестом и хоругвиями «антихристовы силы».