Альберт Власов о политических манипуляциях с помощью СМИ. Часть III

Sep 24, 2022 06:26

Из книги Альберта Ивановича Власова «Политические манипуляции: История и практика средств массовой информации США».

Несмотря на сотни миллионов долларов, истраченных на пропаганду внутри страны и за рубежом, барьер «угроз коммунизма» не сдержал роста симпатий американцев к Советскому Союзу. Победа советского народа в Великой Отечественной войне прорвала кордоны фальсификаций.
На мирный вызов Советского Союза после войны империализм ответил «психологической войной», доктринами «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. А манипуляции нанизываются на новые трактовки прагматизма, где точность, истинность информации приносятся в жертву...
[Читать далее]В годы второй мировой войны среди американского народа наперекор мифу о «красной опасности» крепли симпатии к советским людям, сражавшимся против фашизма...
Вместе с тем реакционные круги не прекращали запугивания народа своей страны «красной опасностью». В конце 1941 - начале 1942 года нацистская пропаганда использовала в своих целях статьи… издания «Космополитэн», авторы которых «предостерегали Америку от далеко идущей большевистской опасности». Сказывалось и разрушительное воздействие манипулятивной пропаганды. Американцы в своей массе располагали поверхностными знаниями о советском союзнике. Согласно опросам, четыре американца из десяти не знали, какой тип правительства существует в СССР. Только один из десяти обнаруживал хорошую информированность о Советском Союзе
Государственно-монополистический капитал и правящие круги рассчитывали расширить в результате победы над гитлеровской Германией сферы приложения американских капиталов за границей. Об этом свидетельствует поиск различных форм пропагандистской деятельности США за рубежом как важного элемента в достижении намеченных целей.
В 1942 году формируется Управление военной информации (ОВИ) с задачей координировать информационную деятельность за границей на правительственном уровне...
Сотрудники ОВИ использовали материалы американской печати, а также слухи и «специально отобранные факты», обращались как к «белой», так и «черной» пропаганде. «Белая» пропаганда предполагала указание и ссылки на источники, на определенные факты, дабы содействовать «лучшему пониманию США», «черная» - оперировала слухами, фальшивыми фактами, без указания источника...
В 1940 году появилось Управление по координации межамериканских дел, во главе которого был поставлен миллиардер Н. Рокфеллер. Управление действовало до 1945 года и только из правительственных источников израсходовало 140 млн. долл. Кроме того, на средства семьи Рокфеллеров было начато иновещание на Латинскую Америку...
Особое внимание уделялось работе с редакторами местных газет. Для них организовывались поездки в США, их дети получали стипендии для учебы в американских школах и вузах.
Рокфеллер не забывал и о своих экономических интересах. Реклама его компаний и других частных американских фирм, поступающая в страны Латинской Америки, не облагалась налогами, так что расходы на пропаганду давали солидные прибыли. Почувствовав вкус к вложению капиталов в область внешнеполитической пропаганды, представители монополий не могли допустить, чтобы только Рокфеллер пожинал плоды сотрудничества с внешнеполитическим аппаратом. Стали раздаваться голоса представителей делового мира о необходимости создания специальной правительственной службы внешнеполитической пропаганды, которая тоже широко использовала бы возможности частного сектора США.
…в 1948 году... У. Черчилль как «частное лицо» произнес речь, насыщенную положениями, получившими полное одобрение правящих кругов США. «Частное лицо» провозгласило величие и «мировое могущество» Соединенных Штатов...
Спустя год сам президент Трумэн в своем выступлении в Техасе произнес речь, наполненную схожими мотивами.
Трумэн начал с тезиса о мировом господстве США. «Мы, - сказал он, - гигант мировой экономики. Нравится вам или нет, будущее состояние экономических связей зависит от нас. Мир ожидает увидеть, что мы сделаем. Выбор за нами».
Естественно, как всегда, претензии США к мировому господству облекались призывами к свободе совести, свободе слова и свободе предпринимательства.
Свобода предпринимательства ценилась превыше всего. Она, по словам Трумэна, предполагает, что «важные решения предпринимаются не правительством, а частными покупателями и продавцами при условии активного соперничества и при защите их собственности». Покупатели и продавцы совершают свои сделки в любое, время и в любом месте, под любые гарантии, которые они изберут, полагаясь на цены рынка. Правительство может ввести тарифы, но оно не диктует объем торговли, ресурсы импорта или экспорта. Индивидуальные сделки - дело частного выбора.
«Свобода» частного предпринимательства получала манипулятивную окраску. Власть монополий и картелей маскировалась «равными возможностями» для частного предпринимательства. Рассуждения о том, что бизнес может совершать свои сделки в любом месте и в любое время, под любые гарантии имели чисто пропагандистское значение для привлечения частного капитала политической стратегии США, направленной на установление американского контроля над ослабленной Европой, проникновение в другие части мира.
«Свободное предпринимательство» охватывало не только товары и капитал, но и информацию. И поэтому «свобода слова» выступала как дополнение к экономической и политической экспансии США.
Резкий политический поворот правящих кругов США сопровождался серией репрессий в самих Соединенных Штатах. По приказу президента Трумэна более 2 млн. американцев прошли проверку лояльности. По закону Тафта - Хартли предприниматели получали право обращаться в суд и добиваться его постановления для подавления забастовок. Профсоюзы не могли собрать и расходовать средства на политические цели.
Возникали трудности и иного характера. В американской аудитории существовали сильные настроения в пользу советского народа, его мужества в войне против фашизма, в пользу идей послевоенного сотрудничества США и СССР. Обойти и подавить их было не просто.
И потребовалось немало ухищрений, чтобы запугать и обмануть американскую аудиторию, внедрить в сознание людей идеи «сдерживания» коммунизма.
Пропагандистское ее оформление многие авторы американской политической литературы связывают с именем Джорджа Кеннана; хотя очевидно, что такие вопросы не удел одного человека в централизованной внешнеполитической машине США.
…доктрина Трумэна, план Маршалла, создание НАТО логически основывались на общих рекомендациях, которые исходили из того, что Советский Союз выйдет из второй мировой войны экономически и морально истощенным и Соединенным Штатам удастся навязать свою волю и вмешаться в дела стран Восточной Европы.
Имя Кеннана выбиралось не случайно. Его рекомендации, направленные из Москвы, где он работал в качестве советника американского посольства, отвечали целям правящих кругов...
Отвечая на вопросы правительства США, изменилась ли политика России, намеревается ли Россия «коммунизировать» другие страны, предлагает ли Россия сотрудничество Соединенным Штатам, Кеннан давал нужные правительству ответы в духе «угрозы коммунизма». Странными в устах специалиста по Советскому Союзу звучали утверждения о том, что в Кремле «никогда не отбрасывали веру в программу территориальной и политической экспансии». На смену «надежному, трудному и мирному сосуществованию США с Советским Союзом» Кеннан предлагал пересмотр политики в сторону развязывания «холодной войны».
В работе Кеннана «Международное положение России накануне окончания войны с Германией» четко проводится линия на использование огромных людских и материальных потерь Советского Союза во время войны для навязывания ему угодных Соединенным Штатам решений по послевоенному устройству Европы. Россия, утверждалось в этом документе, не сможет обойтись без материальной и моральной помощи Запада. И потому Запад должен проявить «политическую и экономическую суровость в отношениях к Советскому Союзу».
Итак, были готовы рекомендации для правящих кругов Вашингтона. Дело было за небольшим. Обработать в нужном направлении политические и общественные круги, создать обстановку для поворота во внешней политике Соединенных Штатов. Выбирались целевые аудитории, в первую очередь военные круги и чиновники правительственного аппарата. Затем - более широкие аудитории - преподаватели, ученые и, наконец, средства информации.
В 1946 году создается национальный военный колледж, куда Кеннан был переведен в качестве преподавателя. В стенах колледжа слушатели (от подполковников до бригадных генералов) изучали военно-политические проблемы...
В своих лекциях Кеннан говорил… о «железном занавесе», «нежелании русских сотрудничать с Западом», об «усилении силы нации», о «создании ядерных сил возмездия»...
По просьбе госдепартамента Кеннан совершает лекционные поездки по стране...
В апреле 1947 года Кеннана переводят руководителем во вновь созданную группу планирования политики при госдепартаменте, которой была поручена разработка рекомендаций политики США в отношении Советского Союза. Выводы группы не отличались изобретательностью. «Угроза коммунизма» была использована для обоснования вмешательства США во внутренние дела европейских стран, экономического закабаления ослабленных войной стран Центральной и Западной Европы...
В 1947 году в журнале «Форин афферс» (в номере за июль - сент.) появилась статья «Истоки советской политики». Позднее стало известно, что за подписью X скрывался Дж. Кеннан. Примечательно, что статья вышла после официального провозглашения доктрины Трумэна (12 марта 1947 г.) и плана Маршалла (5 июля 1947 г.) и, как выяснилось позднее, предназначалась для пропагандистского обоснования жесткого курса США в отношении Советского Союза...
«Расширение политического влияния Кремля» в Западной Европе угрожает безопасности США. Отсюда и необходимость «сильного сдерживания».
…в статье за подписью X речь шла главным образом о двух направлениях политики Соединенных Штатов: оправдание силы и постоянное проведение идеологических диверсий против Советского Союза. Каждое из них нашло свое выражение в «холодной войне» и в так называемой «психологической войне» против коммунизма, развязанной Соединенными Штатами сразу же после окончания второй мировой войны...
В 40-х годах пропагандистская обработка «идей» Кеннана проходила на фоне антикоммунистической истерии в печати США.
Премия Пулитцера за 1947 год была вручена Фредерику Уолтмену за репортажи в «Нью-Йорк уорлд-телеграм», разоблачающие «просачивания коммунизма в Соединенные Штаты».
Журнал «Лук» 3 августа 1947 г. помещает статью «Могут ли красные захватить Детройт». В ней не было ни одного достоверного факта. Но главный вывод - «коммунисты точат серп, чтобы вонзить его в индустриальное сердце Америки» - должен был привести в трепет американцев.
Пропаганда доктрины «сдерживания коммунизма» сопрягается по времени с обработкой другого порядка. В период избирательной кампании 1948 года против чиновника госдепартамента Элджера Хиса выдвигается обвинение в причастности в 1934-1938 годах к Коммунистической партии США. Сторонники политики «с позиции силы» ухватились за это, рассчитывая похоронить последствия «нового курса» Ф. Рузвельта, с которым связывалось сотрудничество советского и американского народов в борьбе против фашизма...
Дело Хиса слушалось на заседаниях Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности при активном участии начинающего политического деятеля из Южной Калифорнии Ричарда Никсона. В книге «Шесть кризисов» Р. Никсон рассматривал свое участие в деле Хиса не только как возможность дальнейшего продвижения по политической лестнице (через два года Никсон был в сенате, а еще спустя два года - введен на съезде республиканской партии в команду Эйзенхауэра), но и как удар по «либералистам», которые были «не в состоянии сознавать грубую реальность советского тоталитаризма и выработать по отношению к нему собственное отношение».
Империалистическая пропаганда наносила удар по «новому курсу» и разжигала кампанию по созданию иллюзий «коммунистического заговора» в Америке и за рубежом. Оценка Никсоном дела Хиса показывала, что правящие круги США больше всего опасались доброжелательных отношений американского народа к Советскому Союзу.
Многочисленные заявления об опасности «коммунистического заговора» внутри Америки подкреплялись серией репрессий. Вслед за осуждением Хиса началась охота на неблагонадежных. Иностранцы, обвиненные в коммунистической деятельности, высылаются за пределы США. Предпринимателям запрещалось предоставлять места членам Компартии США на предприятиях, работающих на оборону, на случай войны все коммунисты подлежали аресту.
Провозглашение доктрины «сдерживания» и раздувание «угрозы коммунизма», террор и запугивание в отношении тех, кто выступал за мирное сосуществование с Советским Союзом, не случайно совпадали по времени.
Доктрина «сдерживания», построенная на фальшивой «угрозе коммунизма», потребовала от американских авторов обратиться к взаимодействию средств информации с политическими усилиями США. Судя по работам конца 40 - начала 50-х годов, их волновали вопросы: какими методами удержать в повиновении массы людей, как внедрить тезис о мировом господстве США и создать преграды на пути к правдивой информации о Советском Союзе, его внутренней и внешней политике?..
Проповедь индивидуализма на базе прагматизма имела своей посылкой объединить людей на принципах частной собственности, подчинить их помыслы духу капиталистической конкурентности. Выделение человека как личности имело одно проявление - полезности, действия на благо частному предпринимательству. И уже это предопределяло манипулирование...
Изложение методов спасения «американской демократии» было предельно откровенным. Щепетильность отбрасывалась. Средства информации должны распространять возбуждающие призывы. Рекламные агентства внедряют клише, создавая единообразие жизни. Американская литература (бестселлеры) формирует «популярное единообразие, измеряемое успехом и прибылью». Оправданы вестерны, комиксы, «мыльные оперы». В частности, вестерны с их возбуждением и порывом, скачками, автомобильными гонками, безнравственными злодеями и стопроцентными героями, оказывается, не так уж и плохи. Они дают «серьезную интерпретацию жизни», так как их дела сопряжены с «идеей добра и веры в силы человека добиться успеха путем изобретательных усилий индивидов». Все это воспитывало дух частного предпринимательства, скрытого под термином «коллективный индивидуализм», было взято под защиту «американской свободы»...
Те же мотивы полезности звучали в рекомендациях практиков американской пропаганды, которые оправдывали нелогические и эффективные обращения к аудитории, где фактически точность или логическая адекватность не играли никакой роли. Истинность пропагандистского тезиса измерялась не степенью точности освещения событий, полнотой его отражения, а полезностью. Средства информации наполнялись взглядами, которые рассматривались как «ненаучные или сомнительные», «вредные, несправедливые, нужные или ненужные», с конечной целью оказать влияние на человеческую личность и направить поступки людей на достижение определенных целей. Чтобы «уменьшить возможности поражения США», защитить страну от антагонистических доктрин и идей, постоянно организовывались фронтальные атаки под фальшивыми лозунгами «угроз».
Информация соединялась с фактами, с мнениями, чтобы пробуждать нужный ответ. «Подавая новость, редактор как бы говорил читателю, какую позицию ему следует занять. Представление фактов осуществлялось в интересах поддержки мнения, чтобы создать последовательное впечатление».
Откровенно были изложены и другие рекомендации в части техники идеологической обработки - распространить информацию «часто повторяющуюся с предупреждениями или фальшивыми уловками для преднамеренных целей оказания влияния на отношения общественности и вытекающих отсюда действий».
В американские работы периода 40-х годов по вопросам пропаганды вошла и тройственная схема Фрейда. На ее основе средства информации призваны были воздействовать на человека с помощью символов, которые «признаются всеми и которые пригодны для полного или частичного равенства личности»... Символы, сформированные на абстрактных, эмоционально окрашенных понятиях, должны были объединить «друзей, соседей, рабочих, представителей различных национальностей», то есть обойти их классовые отношения, опираясь на раздувание «бессознательных элементов», например, страстей, инстинктов, пороков, воспитанных капиталистическим обществом. Цель та же - усиливать стимулы, подходящие для вызова ответных положительных реакций и сводящие до минимума нежелательные реакции.
…ранее созданные, порой стихийно, методы манипулирования получали «научное» подкрепление. Игра на эмоциях, раздувание страха, различного рода развлечения облекались в сложные, но противоречивые и демагогические рассуждения.




Капитализм, СМИ, США

Previous post Next post
Up