Александр Майсурян о Брежневе. Часть X: Покушения, Красная площадь, автомобили

Apr 17, 2022 06:04

Из книги Александра Майсуряна «Другой Брежнев».

Когда в 70-е годы Брежнева спрашивали, почему он ездит на небронированном автомобиле, Леонид Ильич шутливо отвечал: «Интересно, кто же это в меня стрелять-то будет, кому я что плохого сделал?»
[Читать далее]...
Одно из первых покушений на жизнь Леонида Ильича произошло еще в 1961 году. 9 февраля глава Советского государства летел в Африку... Над Средиземным морем его самолет подвергся нападению. «Когда самолет находился на высоте 8250 метров, - говорилось позднее в протесте советского правительства, - внезапно появился двухмоторный реактивный истребитель с французскими опознавательными знаками и сделал три захода на опасно близком расстоянии от самолета. Во время заходов истребитель дважды открывал стрельбу по советскому самолету...»
В воспоминаниях Брежнева его ощущения описываются так: «Мне хорошо было видно, как истребители заходили на «цель», как сваливались сверху, готовились к атаке, начали обстрел... Странно чувствуешь себя в такой ситуации: похоже на войну, но все по-другому. Потому что ничего от тебя не зависит, и единственное, что ты в состоянии сделать, - это сидеть спокойно в кресле, смотреть в иллюминатор и не мешать пилотам выполнять свой долг. Все тогда решали секунды». С борта лайнера полетела срочная радиограмма: «Военный истребитель делает круги вокруг нашего самолета «Ильюшин-18»... Прошу отозвать самолет». «О’кей. О’кей», - последовал лаконичный ответ из алжирского аэропорта. После чего истребитель прекратил стрельбу и удалился в направлении Алжира.

«Как правило, - писал охранник генсека М. Докучаев, - в течение каждого визита в отношении Брежнева поступало до 30-40 сигналов по различным каналам о свершении против него террористических актов». Несмотря на это, Брежнев во время заграничных поездок нередко пренебрегал всеми правилами личной безопасности. Например, в 1973 году в ФРГ местные охранники были потрясены таким известием: Леонид Ильич выехал из своей резиденции на открытой машине, едет и благодушно машет рукой местным зевакам. Такие автомобили с открытым верхом считались очень опасными - десятилетием ранее в подобной машине застрелили американского президента Джона Кеннеди.
Советский посол Валентин Фалин подробно излагал историю необычного поступка генсека: «Вдоль маршрута множество людей приветствует советского лидера. Дети, молодежь, женщины, старики. Брежнев ворчит...».
- Что меня держат и возят, - жаловался он, - словно заключенного. Никому руку не пожать из простых людей, в глаза не посмотреть.
И наконец, не вытерпев, обратился к послу:
- Останови машину, или я открою дверь и выскочу на ходу.
Как ни удивительно, посол вежливо, но твердо отказал своему генсеку:
- Леонид Ильич, в здешнем монастыре не наш устав.
Окончательно почувствовав себя пленником, тот помрачнел и, не дожидаясь остановки, стал настойчиво дергать ручку двери. Запаниковавший посол по-немецки попросил водителя заблокировать дверь. А Брежнев подозрительно поинтересовался:
- О чем ты лопотал по-немецки?
- Интересовался, - невинно отвечал посол, - можно ли открыть крышу машины.
Брежнев обрадовался:
- Вот молодец, ловко придумал. Скажи, чтобы открыли. Хоть так пообщаюсь с народом.
«Делать нечего, - писал Фалин. - Дверь, как мне ответили, не блокируется, а Брежнев уже готов катапультироваться. Прошу открыть крышу. Генеральный секретарь поднялся в рост. Плечи расправлены. Лицо сияет... У охраны сердце опять в пятки ушло. Из следующей за нами машины мне знаками показывают, чтобы я прекратил безобразие... Брежнев, довольный, как напроказивший ребенок, говорит:
- Ну, спасибо, удружил. Будет хоть что-то незаорганизованное вспомнить. А то скачешь с одного мероприятия на другое как заводной!»
После этой истории чекист-охранник генерал С. Антонов говорил послу: «Любой мог снять Леонида Ильича с первого выстрела, когда он стоял в машине». «Ты же видел, как он распалился, - оправдывался посол. - Не открой крышу, сиганул бы наш генсек в дверь».
...
В 1973 году во время своей поездки по Америке Брежнев устроил в советском посольстве роскошный прием в честь президента Никсона… Прием прошел хорошо, довольный Леонид Ильич задержался в посольстве, чтобы побеседовать с послом. О дальнейшем рассказывал посол А. Добрынин: «В это время появился встревоженный начальник охраны и начал делать мне знаки, как бы приглашая меня выйти. Брежнев заметил это и сказал: «Нечего наушничать. Говорите - тут все свои». Помявшись, начальник охраны сказал, что только что был анонимный звонок в посольство, будто в нем заложена бомба, и что лучше Брежневу срочно вернуться в «Блейр хаус». Но Брежнев заявил, что он тоже «не будет паниковать» и посидит с нами еще полчасика. Что он и сделал, несмотря на уговоры сразу уехать. Все обошлось благополучно».

В 1969 году на жизнь Брежнева было совершено тщательно подготовленное покушение - уже на Родине. И сам Брежнев об этом, конечно, прекрасно помнил, хотя и не возвращался к этому случаю... «Никогда Леонид Ильич о нем не рассказывал и не вспоминал», - писал Ю. Чурбанов. «А как Леонид Ильич отнесся к этому покушению? Что он вам говорил?» - спрашивал позднее писатель В. Карпов у вдовы генсека. «Удивился, - отвечала она. «Не пойму, - говорит, - зачем ему это надо?! Что плохого я для него и для народа сделал?! Вот так, всю войну прошел, жив остался, а тут во время торжества мог погибнуть от руки своего же офицера!».
Покушение произошло 22 января 1969 года у Боровиц-ких ворот Московского Кремля. В правительственный кортеж стрелял младший лейтенант Советской армии Виктор Иванович Ильин. Переодевшись в милицейскую форму (которую он взял у родственника), террорист незаметно встал в оцепление возле Кремля. Столица в этот день встречала «космическую четверку» - вернувшихся из полета космонавтов (В. Шаталова, Б. Волынова, А. Елисеева, Е. Хрунова)...
Ильин открыл прямо-таки ураганный огонь, стреляя в упор по лобовому стеклу черной «Чайки». Ее пассажиры бросились под сиденья. В лимузин попало 16 пуль из пистолетов Макарова. Шофер Илья Жарков, залитый кровью, выпустил руль. Могла произойти авария, но один из космонавтов сумел взять на себя управление автомобилем и припарковал его к обочине. Ветровое стекло лопнуло под выстрелами, Берегового легко ранило осколками в лицо, а Николаеву оцарапало пулей спину. Получил ранение в плечо от срикошетившей пули также мотоциклист из почетного эскорта. Он направил свой мотоцикл на террориста и сбил его с ног, наехав на него. После этого Ильина схватили чекисты...
Что же спасло Брежнева в день покушения? Говорили, что это была проявленная генсеком скромность - он спросил у окружающих: «А мы-то чего лезем вперед? Кого чествуют, нас или космонавтов?»
После этих слов машина Леонида Ильича повернула к Спасским воротам Кремля, через которые и въехала в крепость. По другим данным, она въехала все-таки в Боровицкие ворота, но то ли третьей, то ли пятой...
Еще одной деталью, которая ввела в заблуждение террориста, было внешнее сходство между Брежневым и космонавтом Береговым... Георгий Береговой с его густыми бровями оказался как бы невольным двойником генсека. Возможно, именно после этой истории о Брежневе стали рассказывать забавную легенду: будто бы он всегда выезжает на пяти машинах - в одной находится сам генсек, а в четырех других сидят похожие на него куклы...
Брежнев… пощадил террориста. Мало кто сомневался в том, что Ильин будет казнен. Но этого не случилось. Разумеется, сохранить жизнь человеку, виновному в убийстве и терроризме, в 60-е годы можно было только одним образом: признать его невменяемым. Это и произошло. Спустя несколько месяцев после покушения судебно-медицинская комиссия признала В. Ильина невменяемым и направила в Казанскую спецпсихбольницу...
Что вообще заставило Виктора Ильина пойти на его отчаянный поступок? Позднее его сослуживцы вспоминали, что он и ранее выражал сочувствие различным террористам и мятежникам. Например, про убийцу президента США Джона Кеннеди он как-то заметил с восхищением:
- Молодец этот Ли Харви Освальд! Всего один выстрел - и знаменит на весь мир.
Другой раз спросил: вот в Африке офицеры едва ли не ежемесячно устраивают государственные перевороты, возможно ли такое у нас? …свои убеждения террориста Ильин сохранял и позднее. В 1977 году, во время всенародного обсуждения «брежневской» Конституции, предложил дополнить ее такой статьей: «Каждый член общества имеет право на террористический акт в случае, если партия и правительство ведут политику, не соответствующую Конституции».

Однажды Первомай выдался холодный, с неба сыпался снег пополам с дождем. «Когда въехали на Кутузовский проспект, - вспоминал В. Медведев, - Леонид Ильич увидел стоящие колонны мокрых, съежившихся людей».
- Что же людей-то мучить, а? - спросил он. - Вон, дети мерзнут, мокрые, с зонтиками... - И спросил у соратников: - Что это, сегодня - обязательно?
- Нет, нет, - согласились те.
По предложению Брежнева демонстрацию в этот день отменили.

При Брежневе… на Красной площади разрешалось курить - когда же его не стало, здесь появились строгие таблички с изображением перечеркнутой сигареты и надписью: «На Красной площади не курят»...
Не раз возникала и мысль о том, чтобы прекратить торговлю в здании ГУМа, по соседству со святынями. Бывший управделами правительства Михаил Смиртюков вспоминал: «Как-то, помню, Брежнев ушел в отпуск... Суслов через Политбюро… проводит решение о закрытии торговли в ГУМе и передаче здания под выставочный зал. Мол, негоже рядом с Мавзолеем торжище устраивать... Брежневу мгновенно доложили. Когда тот вернулся из отпуска, перед первым же заседанием Политбюро сказал: «Вы слышали? Какой-то дурак тут выдумал закрыть ГУМ. И открыть там какую-то кунсткамеру».
Расселись. Он спрашивает: «Ну что, вопрос по ГУМу решен?» Все, в том числе и Суслов, закивали головами. Проблему без обсуждения закрыли раз и навсегда».

Когда генсек сам вел машину, на просьбы охранников ехать потише он обыкновенно отвечал ехидным вопросом: «Ты чего, боишься, что ли?» Если же за рулем сидел шофер, то Брежнев, наоборот, его подзадоривал: «Прибавь скорость! Ты же не молоко везешь». Он говорил, что быстрая езда для него - лучший отдых. Это неудивительно, ведь она создавала для него целый мир, разительно отличавшийся от того неподвижного царства, в котором он проводил столько времени по долгу службы.

…Брежнев нисколько не скрывал от иностранных гостей своей любви к высоким скоростям. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер вспоминал одну поездку вместе с ним в Завидово в мае 1973 года. Машины мчались сплошной колонной со скоростью свыше 160 километров в час. «Это отражало, - писал Киссинджер, - или преднамеренную психологическую войну, или же склонность к самоубийству, описанную в русских романах XIX века. У американских гостей и их советских сопровождающих не было никаких шансов спастись, если бы передний автомобиль внезапно остановился».
Вскоре Леонид Ильич решил сам прокатить американского гостя. «Через несколько дней, - писал Киссинджер, - в Завидове Брежнев подвел меня к черному «Кадиллаку», который ему подарил Никсон год назад... Брежнев сел за руль, я - рядом, и мы помчались с большой скоростью по очень узким и извилистым сельским дорогам. Можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой безумной гонке. Но кто бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии? Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев поместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вел не самолично. Но у меня было впечатление, что этот катер должен побить тот рекорд скорости, который установил генсек во время нашей поездки на автомобиле»...
Когда Киссинджер вернулся в США, он, конечно, сообщил президенту Ричарду Никсону о привычках и увлечениях советского генсека. Через месяц, в июне 1973-го, Никсон сделал Брежневу новый роскошный автоподарок...
Приветствуя Брежнева в своей загородной резиденции… Никсон вынул из кармана пиджака и вручил генсеку ключи от темно-синего автомобиля марки «Линкольн Континенталь»...
Леонид Ильич в ответ широко заулыбался. «Брежнев - коллекционер роскошных автомобилей - не пытался скрыть своего восхищения, - писал Никсон. - Он настаивал на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь в машину, и мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида... Я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев вдруг появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: «Медленно. Опасный поворот!» Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоза для того, чтобы не съехать с дороги вниз. Когда мы приблизились к спуску, Брежнев мчался со скоростью 50 миль в час. Я подался вперед и сказал: «Медленный спуск. Притормозите. Очень опасно!» Но он не обратил на мои слова никакого внимания... Мы достигли низины, пронзительно завизжали покрышки, когда Брежнев резко нажал на тормоза и повернул». Автомобиль слегка занесло, но все обошлось благополучно. По словам А. Добрынина, американский президент «перенервничал, когда чуть было не ударился головой о ветровое стекло», а потом выглядел «потрясенным».

В 1973 году Брежнев прибыл с визитом в Западную Германию... Канцлер Вилли Брандт решил преподнести Брежневу двухместный спортивный «Мерседес-Бенц 450SL»... Леонид Ильич… внимательно выслушал объяснения немецких специалистов о том, как управлять машиной. Сел в кабину, удобно подогнал сиденье, поправил зеркала, хлопнул дверцей.
Все последующее стало для принимающей стороны полнейшей и весьма неприятной неожиданностью. Генсек вдруг повернул ключ зажигания, резко дал газ и, рванув с места не хуже профессионального гонщика, на предельной скорости, под 200, помчался вниз, в сторону Рейна. В полном одиночестве! Растерянные охранники остались стоять на месте. Немецкая охрана была крайне шокирована таким поступком советского гостя. Полиция со всех ног бросилась «ловить» сбежавшего генсека. Где-то в окрестностях путь ему преградили две полицейские машины. «Стараясь избежать столкновения со стоявшей на повороте полицейской машиной, - писал В. Кеворков, - Брежнев резко уклонился в сторону и, зацепив бордюрный камень, сорвал масляный картер с новенького «Мерседеса»». После этого ему ничего не оставалось делать, как развернуться и возвращаться обратно. Остановив машину возле гостиницы, он вышел из нее и довольно засмеялся: «Ну, как я от вас всех сбежал? Испугались? Не бойтесь, все в порядке...»

Из-за своей страсти к бешеным скоростям Брежнев не раз попадал в аварии, в которых легко мог бы разбиться насмерть. Но каким-то чудом он умудрялся выйти из них без единой царапины. Машинам порой, правда, доставалось изрядно.
Одна из таких аварий случилась в середине 70-х годов. Леонид Ильич лихо гнал в Москву после очередной охоты в Завидове. Внезапно на полном ходу у японской машины «Ниссан Президент», которую он вел, лопнуло переднее правое колесо. Автомобиль стало резко заносить.
- Что-то вправо меня тянет, - сказал генсек.
- Скорость, скорость снижайте и вправо, вправо! - воскликнул сидевший рядом водитель.
Леонид Ильич всем телом налег на руль и сумел остановить машину. «Как он удержал на такой скорости руль - уму непостижимо», - замечал В. Медведев. Если бы не самообладание и сноровка Брежнева, автомобиль на всей скорости врезался бы в дерево. Но в этот раз все обошлось только поцарапанным задним крылом машины.
Другая авария случилась в 1977 году, когда Брежнев отдыхал на своей крымской даче в Нижней Ореанде. Как-то утром он собрался поехать в Алуштинское охотничье хозяйство. Садясь за руль, Брежнев заметил двух женщин-врачей. Пригласил их в машину: «Не желаете прокатиться?»
Они охотно согласились и сели на заднее сиденье.
Возможно, дамское общество побудило Леонида Ильича в тот раз особенно показать свою лихость. Его вишнево-коричневый «Мерседес-Бенц 200» с такой скоростью помчался по головокружительным горным дорогам, что оставил далеко позади охрану на «Волге». На каком-то из крутых и узких поворотов машину занесло. В последний момент Брежнев успел нажать на тормоз, автомобиль ударился передним крылом о скалу и завис над 50-метровой пропастью. Переднее колесо висело прямо над обрывом, выбраться наружу можно было только через задние двери. Но и этого делать не стоило, поскольку от резких движений машина могла раскачаться, потерять равновесие и рухнуть вниз.
Пассажиркам и генсеку пришлось подождать, пока не подоспела охрана и не вытащила из машины сначала дам, а затем и Леонида Ильича... Начальник охраны генсека Александр Рябенко говорил в связи с этой историей: «Леонид Ильич остался жив только по счастливой случайности...»
Еще одна авария произошла с генсеком осенью 1980 года по дороге в Завидово. Он ехал на автомобиле «Роллс-Ройс Сильвер Шэдоу»... Брежнев, как всегда, несся на полной скорости. Он обогнал машину с охраной, свернул и неожиданно столкнулся с колонной грузовиков.
Передняя часть «Роллс-Ройса» смялась в лепешку, врезавшись в огромный грузовик «МАЗ-502». Однако счастливая звезда по-прежнему хранила Леонида Ильича: он остался цел и невредим. «Роллс-Ройс» после аварии уже не подлежал ремонту.

Брежнев любил вспоминать забавную историю о своем неожиданном «заработке» в качестве шофера. В тот раз он ехал из Москвы в Завидово на роскошном фиолетовом «Роллс-Ройсе», подаренном ему королевой Великобритании Елизаветой II. Этот автомобиль генсек любил больше других и предпочитал водить его сам. Примерно на полдороге он заметил у обочины двух голосующих женщин с авоськами. Недолго думая, генсек притормозил машину и усадил попутчиц в свой королевский «Роллс-Ройс». Как ни удивительно, но они так и не узнали шофера, не заметили и машин охраны, поскольку те сопровождали «Роллс-Ройс» далеко впереди и позади. Когда генсек благополучно доставил пассажирок к месту назначения, они протянули ему заработанную трешку. Леонид Ильич, улыбнувшись, преспокойно положил деньги в карман и... отправился дальше.
Чем не сказочная история про переодетого калифа?! Но в отличие от калифов наш герой так и не раскрыл себя. И даже со всем смирением принял предложенную плату. В сказках подобную скромность встретить трудно - она слишком неправдоподобна.
И все-таки: почему пассажирки так и не узнали хорошо им известное лицо? Дело в том, что в 70-е годы садиться за руль было «не по чину» даже небольшому начальнику.

Во время международных встреч Брежневу обычно преподносили подарок. Вскоре стало известно, что лучшими подарками Брежневу могут служить автомобили известных марок. О том, сколько дорогих машин накопилось в личном гараже генсека, ходили различные красочные легенды. Говорили, что их собралось до сорока, а в некоторых публикациях это число возрастало даже до семидесяти! В действительности личная коллекция генсека к началу 80-х годов включала десять иномарок. Четыре из них после его смерти достались наследникам, три были сданы в ЦК, еще три - в КГБ. Кроме своих личных, генсек пользовался и государственными машинами, но никогда не садился за их руль...
В 1970 году канцлер ФРГ Вилли Брандт подарил ему шестисотый «Мерседес». Со знаменитыми машинами, которые в фольклоре 90-х годов стали символом «новых русских», этот автомобиль имел мало общего. Во времена Брежнева на «шестисотых» ездили первые лица планеты - такие, как Папа Римский или председатель КНР Мао Цзэдун...
Один раз Брежнев предложил журналисту «Известий» Мэлору Стуруа поменяться машинами. У Стуруа была великолепная спортивная автомашина «Додж» красного цвета. Леонид Ильич как-то увидел ее на улице и загорелся желанием стать ее владельцем. В обмен он предложил журналисту взять любую модель из своей коллекции. Стуруа поехал в гараж Брежнева, но ничего не смог себе выбрать-там были только автомобили представительского класса, а ему нужен был менее чинный, спортивный автомобиль. И он отказался от обмена.
Леонид Ильич «отомстил» за это, но в типично брежневском стиле. В 1974 году генсек встречался во Владивостоке с президентом США Фордом. На переговорах присутствовал и Стуруа. Улучив момент, журналист попросил главу Белого дома подписать ему на память фотографию.
«Не подписывайте, - вмешался Брежнев, - он не захотел меняться со мной машинами».




Брежнев

Previous post Next post
Up