Когда мы обращаемся к психоаналитику или психотерапевту, то, как правило, у нас в голове уже есть некий образ - более или менее осознаваемый - того себя, каким нам хочется, но не очень удается быть. Мы озвучиваем терапевту задачу - понять, почему у меня так не получается, и поработать над тем, чтобы приблизить себя к этому образу.
Однако, именно в этом намерении и содержится главный затык, препятствующий нашему продвижению (что бы мы ни называли этим словом). Иллюзорный, ни на чем не основанный образ, подобен известной морковке, подвешенной перед мордой осла, - он беспрестанно влечет нас, не давая осмотреться и понять, а кто мы такие и какие мы есть сами по себе.
Мы не хотим замечать в себе то, что нам не нравится. И получается такая странная картина - мы и видим, и не видим одновременно.
Между тем, встреча с собой настоящим - какой бы неприятной и болезненной она ни была - оказывает мощный терапевтический эффект. Но как, оказывается, непросто это сделать- признать очевидное! Просто сказать себе: «да, это так». На отрицание уходит колоссальная энергия, но человек не сдается до последнего!Иногда удивительно наблюдать, как для того, чтобы произнести эту «заветную» фразу, человеку требуется преодолеть просто чудовищное сопротивление.
Причем, должна состояться именно ВСТРЕЧА - это очень важный технический момент! Человеку необходимо не просто сказать что-то, но и услышать самого себя. Понимание должно не по поверхности проскользнуть, а проникнуть вовнутрь, быть принятым, усвоенным.
Вот небольшая коллекция утверждений от разных людей, которые - я точно знаю!- приводили к серьёзным трансформациям их психической жизни:
- Я до сих пор люблю этого человека.
- Я завидую своей сестре.
- Мне больно это признавать, но я испытываю отвращение к своему ребенку.
- Я понимаю, что всегда был безразличен моему отцу.
- Я замахнулась на то, на что у меня не хватило способностей.
- Я жена наркомана.
- Я не верю, что меня можно любить.
Если повспоминать, наверняка, наберется еще немало иллюстраций, но и этих достаточно, чтобы увидеть, как мы избегаем признавать вещи, казалось бы, очевидные и незамысловатые.
После признания, обычно, приходят два чувства: печаль и огромное облегчение.
Что происходит дальше? У нас как-то меняется видение, преображается и по-другому воспринимается вся картина. Кроме этого, как будто появляется твердая основа, опора, на которую мы можем твердо встать, осмотреться и наметить вектор дальнейшего движения. И мы уже способны жить и действовать не по старым, потерявшим свою эффективность шаблонам, а по-иному - более свободно и креативно.
К сожалению, в обыденной жизни такой эффект маловероятен - необходимо то особое поле, которое достигается в условиях психотерапевтического пространства (или чего-то подобного ему). Потому что хорошо обученный терапевт заточен на то, чтобы слышать то, что умалчивается или произносится на автопилоте. И он может показать это анализанту.