Советская легенда, или История успеха "Тетрис"

Aug 29, 2012 12:04


Легендарную игру придумал советский ученый Алексей Пажитнов в 1984 году. Но заработать на своем изобретении ему было не суждено: рынка компьютерных игр в Союзе тогда не существовало, рассказывают Юрий Митин и Михаил Хомич. В итоге права на "Тетрис" достались иностранному бизнесмену, а вскоре игра разошлась огромным тиражом по всему миру.



Юрий Митин, эксперт по инновационному предпринимательству:

История этого успеха началась в 1984 году в Советском Союзе. Программист Алексей Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии Наук. Помимо того, что на работе Алексей занимался проблемами искусственного интеллекта, именно там он разработал культовую компьютерную игру "Тетрис". В июне 1984 года первая версия "Тетриса" появилась на компьютере "Электроника 60". Название получилось от греческого tetro (четыре) и слова "теннис".

Что касается коммерциализации игры, то как всегда советскому гражданину ничего не досталось, а все колоссальные доходы ушли зарубежным капиталистам. Через несколько месяцев "Тетрисом" заинтересовался импортер программного обеспечения из Венгрии Роберт Штейн, который договорился с Алексеем о лицензии на выпуск игры. Штейн уверяет, что Алексей попросту подарил ему "Тетрис". И тут в компьютерном мире случилась сенсация -- появилась первая игра из-за "железного занавеса". "Тетрис" тут же начинают клонировать и перепродавать различные американские, японские и английские компании.

В 1989 году права на использование "Тетриса" в портативных игровых консолях получает японская корпорация Nintendo. В том же году вышла знаменитая портативная приставка GameBoy с игрой "Тетрис". В итоге -- ошеломительный успех. Более чем в 50 странах было продано свыше 125 млн версий игры "Тетрис", а общий доход исчисляется сотнями миллионов долларов.

Как же создать культовую компьютерную игру и при этом не быть обманутым?

Михаил Хомич, преподаватель экономики инноваций МГУ им. Ломоносова:

Если откровенно, то такие хиты создаются раз в десять лет. Это как Super Mario или Angry Birds. Здесь важно, чтобы игра была простой и с возможностью набирать все больше и больше баллов. Другой вопрос, что Алексей Пажитнов не мог самостоятельно продавать "Тетрис", так как рынка компьютерных игр в Советском Союзе просто не было. Если вы хотите заработать миллионы на своей идее и не быть обманутыми, то не забудьте получить патент или оформить авторское право.

Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1860972

тетрис, бизнес-кейс, Россия, Хомич и Митин, tetris

Previous post Next post
Up