На рынке самолетов для любительской постройки компания Zenith Aircraft занимает одно из лидирующих мест и в представлении или рекламе не нуждается. Принципиально линейка самолетов, разработанных Крисом Хайнцом и предлагаемая в виде наборов для сборки или чертежей для изготовления с "нуля", состоит из высокопланов и низкоплана: кому что нравится. В 2008 году линейку низкопланов занял ZENITH CH650. Чем он отличается от популярной модели ZODIAC CH601XL, которая была в производственной программе компании с 1997 года и которая является наследником ZODIAC CH601, с
клоном которого мы уже знакомились? И почему эти самолеты строят по всему миру по чертежам, из наборов (китов) или выдавая за "самостоятельные" разработки, изменяя незначительные элементы конструкции?
Чтобы разобраться в этом вопросе, позволю себе начать с конца. Что в итоге получает энтузиаст авиации после строительства? А получает он классический двухместный самолет общепринятой в настоящее время рядной компоновки с великолепным обзором за счет каплевидного куполообразного фонаря. Самолет вполне адекватный в управлении и имеющий достаточно хорошие летно-технические характеристики (для варианта с двигателем Rotax-912, 100 л. с.): крейсерская скорость - 220 км/ч, посадочная - 70, скороподъемность - 6 м/с, разбег-пробег - 150 м, гарантированый запас топлива на 4 часа полета.
В чем же тогда преимущество перед другими? Выбирая этот самолет для самостоятельного строительства вы сами выбираете двигатель для силовой установки: европейские Rotax или UL Power, американский Lycoming или австралийский Jabiru. Все зависит от вашего кошелька, опыта и желания.
Далее вы самостоятельно выбираете ту авионику, с которой вы хотите летать. Это может быть бюджетный вариант с классическими и привычными стрелочными приборами, а может быть вариант с многофункциональными дисплеями. Последние могут быть разными по диагонали и по количеству (до трех).
А что касается строительства самого планера самолета, то тут все продумано таким образом, чтобы была возможность начинать строить самолет в обычном гараже (желательно на две машины) на обычном рабочем столе. Да, да, именно рабочий стол, размером 3660 х 1220 мм (12' x 4'). На нем собирается цельноповоротный киль, руль высоты и стабилизатор, закрылки и элероны, консоли крыла, хвостовая часть фюзеляжа (до кабины) и центральная часть (от противопожарной перегородки до хвостовой части. После этого, на этом же столе фюзеляж стыкуется воедино. Далее же достройка идет в ангаре большего размера. Не в этом ли изюминка данного проекта?
На этом самолете российской постройки применены классические элероны на рояльной петле, в отличие от
бесшарнирных.
У самолета цельноповоротный киль. Как самый простой и законченный агрегат, он является стартовым набором для начала строительства самолета. Вообще технологическое членение и система заказа набора предусматривает некоторвм образом поэтапность. Весь набор разделен: оперение, крыло, фюзеляж, управление, топливная система и финишный набор. Есть дополнительные опции, например: посадочные и навигационные огни, увеличенные топливные баки. Отдельно - вариант с хвостовым колесом (расскажу о нем отдельно).
Хвостовая часть фюзеляжа имеет плоские борта и днище.
Главное отличие CH650 от предыдущей модели CH601XL - увеличенный фонарь, дающий практически круговой обзори состоящий из двух секций.
Вход в кабину самолета традиционно с хвоста. Для удобства меется подножка. Простой закрылок в корневой части крыла, опционально имеет электрический привод. На этом снимке заметна еще одна опция: багажные отсеки-локеры в корневой части крыла между нервюрами. Стык фюзеляжа и крыла практически под прямым углом, поэтому нет никакого зализа, только уплотнительный профиль.
Под неподвижной задней секцией фонаря установлен силовой противокапотажный каркас и находится багажный отек.
В базовой комплектации самолет имеет одну центральную Y-образную ручку управления самолетом (с таким вариантом познакомимся позже). Вариант с двумя ручками - тоже опция.
А еще. Не правда ли красивый самолет? Я ответил на поставленные самим собой вопросы в самом начале?