СЛА-2018: Roland, что-то мне в тебе знакомо...

Dec 05, 2019 09:21

На СЛА-2018, проходившем на тверской земле, на аэродроме Орловка, руководитель группы организаторов Сергей Минигулов, ставший несколько дней назад Президентом Федерации АОН России, прилетел на самолете Roland. Классический двухместный низкоплан отличает простота конструкции и качественная внешняя отделка цельнометаллического самолета. Это модель Z-602 немецкой самолетостроительной компании Roland Aircraft. Пытливый взгляд авиационного энтузиаста во внешнем виде самолета увидит характерные черты самолетов Zodiac Криса Хайнца, весьма распространенных как во всем мире, так и в России, в частности.
Данный самолет представляет собой копию самолета Zodiac CH 601 с некоторыми изменениями. Вопрос авторства и лицензирования здесь покрыт мраком. Самолеты, в основе которых продуманные до мелочей разработки компании Zenith Aircraft Company, летают во всем мире в количестве более восьми тысяч экземпляров и часто под собственным именем. Здесь же я хотел остановиться на обзоре самолета и его конструктивных особенностей.
Познакомимся с ним поближе..





Самолет изначально предназначен для самостоятельной постройки по чертежам или из кит-набора. Чертежи продаются по цене $400-500. Полный кит-набор стоит примерно $23000, при этом в цену не включена силовая установка и авионика, которые могут быть разными как по составу, так и по цене.



По внешнему виду самолет очень близок с французскими деревянными самолетами Robin. А причина в том, что Крис Хайнц был главным инженером компании Avions Robin, выпускающих эти самолеты. Главное отличие от французских самолетов - цельнометаллическая конструкция, при этом оперение, рули и элероны также имеют металлическую обшивку. Вся конструкция изготовлена из листового алюминиевого сплава, с применением алюминиевых же труб и профилей. Никаких фрезерованных и штампованных деталей. Небольшое количество стальных сварных узлов. Широчайшее применение вытяжных односторонних заклепок. Традиционная клепка применена, в частности, в конструкции лонжерона, который в кит-наборе поставляется уже склепанным. Все наружные поверхности, в основном, плоские или одинарной кривизны. Капот, являясь несиловой конструкцией, имеет обтекаемую форму двойной кривизны и изготовлен из стеклопластика.



На самолете примено цельноповоротное вертикальное оперение и классический стабилизатор с рулем высоты, навешанным на рояльной петле.







Все строительство, фюзеляжа, крыла и оперения, выполняется на деревянном столе, имеющем размеры  3660 х 1220 мм (12' x 4').



Конструкция фонаря, который открывается вперед, имеет особенность в том, что силовой каркас проходит не в месте стыка с фюзеляжем, где установлено только уплотнение.



Самолет имеет формы классического низкоплана.



Шасси с носовой стойкой применяется чаще, хотя есть и вариант для предпочитающих хвостовое колесо. Стойки шасси имеют простую и унифицированную конструкцию с, давно забытой,  резиново-шнуровой амортизацией. С хвостовым колесом есть вариант убирающихся по потоку основных опор.





В качестве силовой установки применяется Rotax, как на этом самолете. Также возможна установка классических Continental или Lycoming, австралийских Jabiru или автоконверсии Corvair.



За кабиной пилотов, в гаргроте, багажный отсек с легким доступом. В качестве опции возможна установка двух отсеков-локеров в консолях, за лонжеронами крыла.



Крыло сотоит из центроплана и отъемных консолей. В классическом варианте консоли прямоугольные. Также возможен скоростной вариант с трапециевидными консолями уменьшенной площади. Конструктивно крыло состоит из лонжерона, задней стенки, нервюр и обшивки, никаких стрингеров.









Хотел отдельно остановиться на конструкции навески элерона. Здесь нет традиционных узлов и даже рояльной петли. Лист обшивки с продолговатыми отверстиями в виде перфорации и отвечает за навеску и отклонение элерона вверх-вниз. Расчеты и практические испытания, проведенные на фирме подтвердили жизнеспособность такой простой конструкции.



На данном самолете установлена классическая приборная доска и классическое же управление с двумя ручками. По выбору строителя доступны варианты как с чистым "стеклом", так и комбинированные. Возможен вариант с одной центральной Y-образной ручкой управления самолета.



Что же мы получаем в итоге?



Параметры самолета Zodiac CH601HD:
Размах - 8,2 м
Площадь крыла - 12 кв. м.
Профиль крыла - NACA 65018 mod.
Хорда крыла - 1245 мм
Удлинение - 5,58
Размах стабилизатора - 2280 мм
Высота киля - 2080 мм
Вес пустого - 267 кг
Допустимая накрузка - 277 кг
Максимальный взлетный вес - 544 кг
Нагрузка на крыло - 45 кг/кв. м
Нагрузка на мощность - 6,8 кг/л.с.
Ширина кабины - 1120 мм
Запас топлива - 60,5 л
Запас топлива (с дополнительными баками) - 113 л



Летно-технические характеристики Zodiac CH601HD для взлетного веса 476 кг:
Максимальная скорость - 217 км/ч
Крейсерская скорость - 193 км/ч
Посадочная скорость - 70 км/ч
Скороподъемность - 6 м/с
Разбег - 131 м
Пробег - 168 м
Практический потолок - 3600 м
Дальность полета (стандартная) - 772 км
Дальность полета (с дополнительными баками) - 1285 км
Перегрузка - +/- 6,8 G





Немецкий вариант самолета отличает крыло с небольшим сужением.









А как это все проходило на Орловке в прошлом году, можно посмотреть здесь:

image Click to view



СЛА-2018(Орловка), homebuild, zenithair

Previous post Next post
Up