Фирма "de Havilland Aircraft of Canada" была создана в марте 1928 года для сборки, технического обслуживания и ремонта импортированных самолетов британской компании "de Havilland". К концу Второй мировой войны "de Havilland Canada" приступила к проектированию собственных машин. Первым появился DHC-1 Chipmunk, разработанный под руководством главного конструктора польского происхождения Всеволода Якимюка для замены биплана DH.82 Tiger Moth. Передовой по своей аэродинамической схеме (свободнонесущий низкоплан) тандем, с великолепным круговым обзором, учебно-тренировочный самолет стал популярен не только у себя на родине, в Канаде. Всего в Канаде было произведено 217 экземпляров. Его выпускали по лицензии в Великобритании (1000) и Португалии (66). Помимо Канады, Великобритании и Португалии он стоял на вооружении еще в двадцати трех странах, поэтому весьма неудивительно встретить его и в бывшей британской колонии Цейлоне. Всего в музее в разной степени состоянии четыре самолета. Один из двух в главном ангаре я и представояю в этой публикации.
На самолете установлен рядный 4-цилиндровый двигатель перевернутого типа de Havilland Gipsy Major, мощностью 145 л. с. Отмечу, что сейчас уже не встречаются авиастроительные компании, которые сами разрабатывают и строят двигатели. Более 15 тыс. двигателей данного типа было произведено за 20 лет и установлено на 66 самолетах.
Самолет отличают чистые аэродинамические формы и продуманная конструкция из алюминиевых сплавов. Все отклоняемые поверности (рули, элероны и закрылки), а также поверхности крыла за лонжероном имеют тканевую обшивку. Такой выбор оправдан более низким удельным весом тканевой обшивки по сравнению с алюминиевыми сплавами.
Длина - 7,75 м
Размах крыла - 10,47 м
Высота - 2,1 м
Площадь крыла - 16.0 m²
Вес пустого - 646 кг
Взлетный вес - 998 кг
Максимальная скорость - 222 км/ч
Крейсерская скорость - 166 км/ч
Дальность полета - 445 км
Потолок - 5200 м
Скороподъемность - 274 м/мин
Вот такой вот "бурундук"...