По итогам крайне неудачной, трагически окончившейся набеговой операции ЧФ 6.10.43, получившей название «Верп» (или «Вежа»), было бы странно видеть вручение хоть каких-то наград для лиц руководящего состава, задумавших и осуществивших её. С другой стороны, были рядовые исполнители, явно отличившиеся в ходе её проведения. Что было сделано командованием частей для их награждения? Возьмём для начала ВВС ЧФ.
В ОБД «Подвиг народа» удалось найти сведения о двух лётчиках-истребителях ВВС ЧФ, имеющих в наградных документах упоминание эпизода 6.10.43. Один лётчик из 7-го иап, тот самый, кто сбил на «киттихоке» летающую лодку в начале боя, второй - из 11-го гв. иап, кто, летая на «аэрокобре», заявил максимальное количество сбитых Ю-87 (три).
Однако, подвиги награждённых представлены так, что никакого упоминания о прикрытии в указанный день ими надводных кораблей нет.
Во-первых, капитан Томашевский Александр Николаевич, уже будучи на должности заместителя командира 43-го иап по лётной подготовке и воздушному бою, награждён Приказом ВВС ЧФ от 30.05.1944 № 61с Орденом Красного Знамени. Формулировка по эпизоду 6.10.43 «при сопровождении бомбардировщиков в открытом море смело, решительно, с короткой дистанции атаковав Г-140, сопровождавший караван, и сбил его».
Во-вторых, гвардии капитан Наржимский Владимир Александрович, на момент награждения заместитель к-ра 3-й аэ 11-го гв. иап, награждён Приказом ВВС ЧФ от 13.04.1944 № 19с Орденом Отечественной войны I степени. По эпизоду указывается только «в море сбил 3 Ю-87».
Таким образом, мы видим, что в одном случае обстоятельства подвига намеренно искажены, а во втором - скрыты. При этом участие обоих награждённых офицеров именно в операции «Верп» однозначно указывается в
«Отчёте о боевых действиях 1-й мтад ВВС ЧФ в операции Черноморского флота «Верп» 6.10.1943 г.» Можно прийти к заключению, что вышестоящим командованием был наложен негласный запрет на награждения за трагический эпизод 6.10.43, вне зависимости от урона, нанесённого противнику. По крайней мере, для лётчиков-истребителей, хотя мною были проверены и пилоты БА, которые упомянуты в указанном выше Отчёте, и которые могли бы получить награду за действия в этот день.
Но этот запрет был обойдён непосредственным руководством некоторое время спустя с применением административной хитрости.