В Харькове взорвут элеватор

Oct 17, 2020 12:03

Завтра в Харькове снесут историческое сооружение - старый элеватор, расположенный в районе Южного вокзала или дворца спорта «Локомотив». Первые 5 фото (в т.ч. коллаж) этого элеватора - мои, сделала их в 2017 году, когда ездила на велике по Большой Панасовской. Еще и думала тогда специально приехать и зафотографировать элеватор, а то его скоро снести могут. Но, увы. Разве что видео могу поискать, его тогда тоже снимала.
Теперь небольшая историческая справка с сайта. Недалеко от Южного вокзала в районе 1900 года начали функционировать элеватор и мельница, а в угловом здании - булочная. Согласно данным, которые сохранились, железнодорожное сообщение с этим элеватором датировалось 1913 годом, а зерно завозилось подводами до 1950-х годов.
До начала 1970-х предприятие, которое располагалось на перекрестке улиц Чеботарской и Евгения Котляра, носило название Мельзавод №1, потом его соединили с ржаной мельницей на Плехановской (Крупзавод №2), и оно стало называться Комбинат хлебопродуктов №2. Эта фирма входила в состав ПО Элеваторзернопром. В 1991 году мельница была остановлена, а само ее здание взорвано. На этом месте собирались построить новую мельницу с переводом ее на макаронный помол мощностью 400 т в сутки под планируемую макаронную фабрику на Рогани.
1.


2.


3.


4. Вид с ул. Большая Панасовкая.



5.


6. С 1994 года бюджетное финансирование стройки было прекращено. Из-за того, что в Украине не занимались выращиванием твердых сортов пшеницы, смысла достраивать уже не было. Одной из причин того, что реконструкцию элеватора так и не довели до ума, стал пожар, который произошел на его территории в начале 1990-х годов. Как бы то ни было, но в 1995 году предприятие, отвечающее за его строительство, признали банкротом.
Спустя два года, в 1997 году, Харьковский государственный комбинат хлебопродуктов №2 вошел в ГАК «Хлеб Украины». В конце 90-х - начале 2000-х в угловом административном здании бывшего элеватора размещалось харьковское представительство компании.


7. После того, как предприятие «переехало», начался демонтаж конструкций некогда промышленного гиганта. Продлились эти работы до 2008 года. Потом они были «заморожены». С тех пор элеватор медленно разрушается. А само здание стало притоном для бомжей и наркоманов.
На сегодняшний день все, что осталось от строения, охраняется. На главном КПП сидит охрана, которая периодически совершает обходы.
Говорят, что руферы за 20-30 гривен попадали на территорию элеватора.


8. Причем, руферы называют элеватором не все здание, а лишь один из четырех его корпусов - самый доступный для входа, но, при этом, самый аварийный. Это полуразобранное здание, возведенное из железобетонных плит. В нем без труда можно попасть на последний этаж, откуда открывается хороший вид на центр Харькова и близлежащую промзону. Все перекрытия находятся в аварийном состоянии. В них много дыр, в которые можно легко провалиться. Очень опасны короткие проходы, ведущие с лестницы на этажи здания. Пол в них сделан из металла, который держится «на честном слове». Местами в здании нет стен.

В 2016 году один из руферов 22-летний парень сорвался со стены элеватора, с высоты 50-60 метров и погиб. Это, возможно, и было окончательной точкой в решении к сносу строения.

9. Во время съемок (2008-2009 годы)  скандального фильма «Дау» элеватор использовался в качестве одной из съемочных площадок.



10.


11. На ХарьковФоруме и фейсбуке харьковчане ностальгируют по поводу сноса строения, но конечно же не так, как тоскуют за каскадом или вырубленным садом Шевченко и Лесопарком. Кто-то наоборот, радуется, что с порога - с вокзала для харьковчан и гостей города наконец-то начнет открываться совсем другой, более современный и благоустроенный вид. Причем, как пишут на ХФ, один раз элеватор уже пытались взорвать, но что-то пошло не так)).
В новостях пишут, что снесут только часть здани. В общем, ломать - не строить.  И как показывает мировая практика, ломать совсем не обязательно, можно реконструировать.
Ниже идет пара проектов реконструкции харьковских студентов-архитекторов.



12.


13.


14. А это уже проект руки и мозгов мастера - британского архитектора-дизайнера Томаса Хезервика.

В Кейптауне открылся новый проект Т. Хезервика ― Музей современного искусства ЮАР Zeitz. Как и в большинстве недавних разработок Хезервика, в интерьере музея преобладают естественные формы, на этот раз напоминающие медовые соты. Однако такое сходство продиктовано не столько автором дизайнерского концепта, сколько исходным назначением здания. Новый музей было решено открыть в помещении огромного заброшенного элеватора, который оставался абсолютно пустым с 1990 года. Формально это самое высокое здание в Южной Африке, которое теперь стало самым большим музеем современного искусства в стране.

15.


16.


17. Дизайн Хезервика предполагал использование 116 массивных труб для хранения зерна, чтобы создать 80 помещений для галерей, наряду с залами для лекций и образовательных программ, круглыми столами, а также местами для бара и ресторана. Граненые окна на фасаде добавляют огромному зданию футуристический внешний вид и пропускают свет в его вместительное помещение.
На крыше музея разработано место для сада скульптур. Кураторы рассчитывают максимально задействовать пространство бывшего элеватора для будущих выставок. Сейчас основную часть собрания музея представляют произведения из коллекции немецкого предпринимателя Йохана Цайта.



18.


19.


20. В общем, посмотрим, какой новострой теперь появится на этом месте.



А это немного руферсикх видео с элеватора. Да, здание на ладан дышит и опасно для экстремалов. Но виды с него на Харьков красивые открываются.

image Click to view



image Click to view



И еще одно профессиональное видео

image Click to view



репортаж, city, архитектура, architecture

Previous post Next post
Up