Нетуристический Харьков. Залютино. Парк "Юность".

Sep 05, 2020 22:31

Занесло меня очередной раз в нетуристическую зону Харькова -  район Холодной Горы, Залютино.
Небольшая историческая справка, позаимствованная с сайта:

По одной из версий, район назван по фамилии трактирщика Залютина, содержавшего на полпути между Харьковом и Куряжем т.н. «Каменный трактир», большое двухэтажное здание с постоялым двором. Среди харьковцев он пользовался популярностью из-за дешевой водки (за городскими заставами спиртное тогда стоило значительно дешевле, чем в самом городе).
По версии доцента Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды Елены Дьяковой, это название пошло не от фамилии, а от той дурной славы, которой этот трактир пользовался. Вокруг него кучковался уголовный элемент и его посетителей часто грабили. Заведение называлось в народе «лютым трактиром». Впоследствии в окрестностях трактира образовался хутор «за лютым трактиром», в первой половине ХХ века слившийся с Харьковом.
Еще одна версия не связана с питейным заведением, а повествует о том, что хутор Залютин назван в честь одного из первопоселенцев этого места.
Факт же состоит в том, что более 200 лет назад хутор входил во владения поручика А. Г. Квитки. Ручей Залютин протяженностью в 19 верст указан И. Переверзевым в «Описании Харьковского наместничества», составленным для Екатерины Великой.
С 20 сентября 1911 года по сентябрь 1918 года участок «Готня - Основа», где позже появится станция Залютино, принадлежал частной Северо-Донецкой дороге, которая осуществляла вывоз каменного угля из Донецкого угольного бассейна. В сентябре 1918 года дорога была национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения. Станция Залютино была построена в период с 1927-го по 1930 год. Изначально она обеспечивала воинские перевозки, и, скорее всего, по этой причине подробной информации о станции не сохранилось.
По улице Золочевской расположено городское кладбище №6, закрытое ныне, где похоронены многие представители харьковского духовенства, в том числе и новомученик архиепископ Александр.
В 1931 году на базе кожевенных мастерских здесь был создан завод «Харпластмасс». Тогда же на Залютино появилось танковое училище В 1970-х годах между училищем и заводом, у излучины Залютинского яра силами студентов Художест­венно-промышленного института и курсантов танкового училища разбит парк «Юность». В другом конце яра - стрельбище спортсменов-стен­довиков.

Кладбище на улице Золочевской  фотографировать не стала, а вот находящуюся на ней церковь Святой Софии Премудрости Божей удостоила своим вниманием, хоть она и РПЦ. Церковь - новострой, расположилась рядом с микробазарчиком, АТБ и секондами и пр. нужными местным жителям магазинчиками - очень удобно. Как повествует сайт церкви, 09 Сентября 2003 года на территории Ленинского района г. Харькова состоялось освящение места для строительства Свято-Софиевского храма. На освящении присутствовали глава Ленинского районного совета Борис Обозный, представители городских властей, горожане. В общем, все в лучших ленинско-советско-православных традициях.

И я еще не успокоилась, погуглила про эту церковь и нашла, что пишут про нее местные эксперты жители.



Симпатично разукрашенный минимаркет по той же Золочевской улице.



А это Полтавский Шлях, граница района Залютино. Недалеко находится конечная остановка 3-го трамвая. Где-то здесь очень-очень скоро (по генеральному плану развития города - до 2031 года)  будет построена конечная станция Залютинская, Холодногорско-заводской линии метро. Вернее, на фото вид по направлению к центру, а станция трамвая и будущего метро -  в противоположной стороне. Метро здесь планировали построить  чуть ли не в 70-80е годы, когда прокладывали первую ветку метро Харькова. От  ст. метро Холодная Гора планировали сделать еще пару станций - Новую Баварию и Залютино. Новая Бавария стыковалась бы с одноименной ЖД-станцией. Думали, что рабочий люд из пригородных электричек тут пересаживался бы на метро и разъезжался бы дальше по заводам и фабрикам города. Но, лихие 90-е, отсутствие денег в казне, а дальше уже и необходимости в станции Новая Бавария. Поэтому в перспективных планах осталась только одна станция - Залютино.



Далее по ходу улицы Полтавский Шлях - детсадик - Ведмедик с чудной скульптурой.





Новострои района.



А это то, собственно, ради чего я прошла несколько остановок транспорта :) - местный парк с ностальгическим названием  "Юность".



У входа свидетели закладки самых первых кирпичей и плит парка :))).



Парк был открыт в 1978 году в районе поворота улицы на Залютино (арх. Ю. Шулика, А. Зобенко, С. Мискова и студенты художественно-промышленного института). На вершине холма был оборудован детский городок, у подножия которого установлен на рельсах паровоз (9П-746; продан на металлолом в декабре 2008 года) с открытой для доступа кабиной машиниста и двумя вагонами (детский кинотеатр в пассажирском и тир в товарном).  Двухъярусная крепость с башнями, деревянными скульптурами и висячим мостом удачно вписывались в рельеф местности в тенистой парковой зоне. Со стороны улицы парк презентован обелиском «Орлёнок» с небольшой площадкой для торжественных мероприятий и павильоном трамвайной остановки оригинальной архитектуры. Впоследствии расширялся как в сторону жилого массива, так и вдоль улицы, где осушались участки болотистой местности, в которую переходит парк; развивалась инфраструктура (летний кинотеатр, аттракционы).



В общем, парк сейчас имеет плачевное состояние, его уже неоднократно вносили в планы по благоустройству, но пока еще сделана лишь капля в море.





Это трамвайная остановка возле парка.



Местные жители используют его как короткий проход к своим домам.



Похоже, что эта та самая реконструкция парка, пока только спортивные снаряды для гимнастики.



А этот трэш не раз появлялся на фото в городских СМИ, как демонстрация общей картины парки и необходимости его благоустроить.



Похоже, что это крокодил))).









А вот такую наскальную живопись любит собирать softranger















Ну, правда же чудо-юдо чудесное! В центре такого полета фантазии не встретишь.





Это арка - страшно пройти под ней.













Дорожка парка ведет вглубь далее к жилым домам-многоэтажкам. Но дальше идти не рискнула)).





Еще один объект в парке, который отреставрировали - теннисный корт. Но мне было лень подниматься на горку :)).







Вокруг корта непонятные бетонные плиты и металлические конструкции времен совка.







Тут я сбила настройки камеры, так что несколько кадров в плохом качестве получились.





Это тот самый обелиск "Орленок".





Опять вид на Полтавский Шлях, трамвайную линию и жилые дома района.



Это Военный институт танковых войск.







На противоположной стороне улицы виднеется танк.



Памятник, репортаж, city, архитектура, architecture

Previous post Next post
Up