Не то чтобы я молчу. Просто производимые мной бескрайние листы текста больше нет возможности оставлять в свободном доступе (и каждый поймет, как захочет). Но пишу не переставая.
И скандинавские детективные премьеры по-прежнему своевременно подхватываю. В том числе «Бека».
После серий 2016 года и общей атмосферы уныния в сериале после ухода Миши Персбрандта к франшизе, кажется, все охладели. С год назад поползли недвусмысленные намеки, что новому сезону «Бека» - быть. Уже тогда было понятно, что буду смотреть: кому, как не мне, оставаться верным трубадуром сериала (по крайней мере, русскоязычным). А в последние месяцы, особенно после накропанных Мишей мемуаров «Как я это помню» (удивительно, как он в пьяном угаре и наркотическом бреду вообще что-то вспомнил) стало по-спортивному интересно, что дельного создателям еще осталось сказать.
А сказать им осталось много: действуя в духе времени и в то же время не насилуя оригинал, они вдыхают в историю новую жизнь. Формулой романов всегда оставались скандинавская скупость на эмоции плюс социальный контекст. Сейчас как никогда представился шанс этой формулой воспользоваться.
Приятно, что эпизод следует логике вещей: Мартин Бек не вечен и уступает свое место молодым детективам. Поклонникам рыжего-рыжего-бородатого Кристофера Хивью понравится, как его много в кадре и как он забавно вписывается в команду шведов со своим норвежским. Не хватает Мартина Бека, хотя и понятно, почему он теперь на периферии сюжета. Но все-таки на одном Хивью даже с его харизмой далеко не уедешь, а оставшимся персонажам не хватает роли/ экранного времени/ человеческого обаяния, чтобы раскрыться.
Приятно, что создатели все это понимают и отдельными деталями привязывают новый фильм к первым сезонам, не давая ему улететь, как воздушному шарику, в пустое пространство малознакомых и пока что, увы, неродных героев. Тут же и согревающий сердце старика Мартина кальвадос (плюс пятьсот в карму новому шефу, и не только за это), и прогулка с дочерью, в ходе которой вспоминается, что давно потерянному сыну Микке (эпизод 3 - «Белые ночи») могло бы уже исполниться 45 лет.
Приятно, что даже в бесхитростный полуторачасовой детективчик вписали и «твист», и драму, и злобу дня. Правда, в самом движении сюжета по-прежнему интересно становление Оскара, и только его. Хороший актер Монс Натаэльсон прекрасно справился с состоянием обычного серенького младшего чина полиции в момент, когда от его решения зависит жизнь или смерть - и он именно гнется под тяжестью этого решения.
Оскар не справится с ролью руководителя группы: слишком он молод и напуган всем, что на него свалилось, да и рано ему еще выходить переродившимся из трагедии с Гунвальдом, его еще ест собственная совесть. Не справится и Стейнар: тому не хватает авторитета и способности отстраниться и наблюдать охлажденным рассудком - он все время на передовой, его, как того волка, ноги кормят. Поэтому зритель, как и бывший экранный шеф Мартина Бека, придет к закономерному решению. К какому - нужно смотреть, не все ж мне спойлерить.
Конечно же, какие-то сюжетные концы уйдут в воду: зачем этот огонь в глазах шведской женщины-переводчика в Иордании и намеки на флирт, которые закончатся так же неуклюже, как и обозначились?
Да и болезненная тема экстремизма в конечном итоге так и остается злободневным антуражем для остроты сюжета. Но неуютный фон распухшей от беженцев, застывшей в тревожном ожидании Европы придает этому сюжету выпуклость, даже масштабность. Вот семья иммигрантов в благополучной Швеции, вот брат-радикал в экстремистской секте, вон там за холмом - лагерь беженцев. Все узнаваемо и актуально, даже слишком.
Но в конце концов, как бы ни менялся курс истории, Мартин Бек все еще силой мысли распутывает криминальные загадки, и сосед в воротнике (практически «человек в футляре») так же зазывает его «на рюмашку» и рассказывает небылицы. С одной стороны, приятно, что есть вещи постоянные, а с другой - нас ожидает некое обещающее быть интересным развитие событий.