Куба - Африка

Jun 29, 2016 16:52


Поймала буквально на лету новый, только что вышедший альбом бесконечно обожаемого Ришара Бона - «Heritage». В очередной раз любимый музыкант не разочаровывает: альбом удивительно летний, в нем просто через край, как тропический коктейль, плещет солнечный кубинско-африканский фьюжн.





Пару лет назад на Новый Год в Нью-Йорке нам посчастливилось попасть на клубное выступление Бона с коллективом Mandekan Cubano. Тогда они еще играли песни с его старых альбомов, но со временем сотрудничество оказалось настолько плодотворным, что коллектив записал совместный проект.

Тут надо заметить, что за творчеством Бона уследить практически невозможно. Чуть расслабишься, отвернешься - а он уже записал с десяток совместных работ с другими музыкантами, и эти совместные работы расползлись по их альбомам, и я их отыскиваю понемногу, когда хочется чего-нибудь новенького в его исполнении. Этакие «хлебные крошки», которые талантливый хитрец разбрасывает по всей джазово-этнической тусовке для внимательных фанатов. Но когда начинаешь было думать, что уж больно много времени мэтр вынашивает свой очередной проект - а с момента выхода его последнего альбома, «Bonafied», прошло три года, - как он заявляет о себе новой атмосферной работой.

Но если его «Bonafied» - это кокосовая вода, «Tiki» 2005 года - ароматный кофе, а «Munia: the Tale» (2003) - вообще не напиток, а блюдо в стиле фьюжн, то «Heritage» - это тропический коктейль, сладкий, но с крепким привкусом кубинского рома. В нем органично и уверенно ритмы и мелодии кубинской пачанги соединяются с мягким вокалом Бона, его фирменными вкрадчивыми переборами на басу и вокальными гармониями.

Куба Кубой, но Бона сотоварищи не превращают пластинку в карнавал, ее отличает какое-то созидательное спокойствие, в которое хочется вслушиваться. Ритмы южные и солнечные, но это не шествие по главным улицам Рио-де-Жанейро, а, скорей, прогулка по изнеженной солнцем Гаване, неизменно оканчивающаяся на затерянном живописном пляже, где у тебя в руке чудесным образом оказывается бокал с зонтиком, а музыка не навязывается, не гремит в ушах, а приятно сопутствует. Кубинские мотивы неизменно разбавляются африканскими, которые слегка охлаждают пафос латиноамериканской фиесты.

К примеру, третья композиция с альбома, «Matanga», не исполненная привычной для музыканта светлой лирики, а именно печальная, в конце повисает прямо-таки горестным диссонансным аккордом. О чем может болеть душа у золотого африканского парня, покорившего Париж и Нью-Йорк, объехавшего весь мир и подарившего людям столько радости своим творчеством?

Ответ я нашла в его коротком интервью каналу Focus on Africa: душа у Бона болит за родину. Артист не боится публично выступать против коррупции и бедности, царящих в родном Камеруне. Недавно он отказался от Ордена Мужества, присужденного ему правительством, и в результате ему запретили въезд в страну. «Мне запрещают возвращаться, но Бия меня не остановит, - храбро заявил музыкант. - Мой прадед и дед охотились в этом лесу, я охотился в этом лесу, и мои дети придут в этот лес. Эта страна - часть моего сердца, и никто этого не изменит».

Интересная «Essèwè Ya Monique», форма у нее слегка куплетная, тяготеющая к живым экспериментам, которыми Бона в концертных турах удивляет зрителей, когда у них на глазах записывает песню а-капелла на дорожечном магнитофоне.

Но любовь и мурашки всего альбома - это композиция «Eva». Безумно красивая. В ней соединилось все, что я люблю в творчестве Ришара Бона: мелодичность и лирика, традиции джаза и этнической музыки, созвучие инструментов, вокальная гармония. Начальные аккорды напоминают вступление «Mulema/ La Fille D'A Côté», а в концовке как будто отдаленно звучат мотивы «Dipita» из самого первого выпущенного им «Scenes from my life».

Также в альбом вошли ранее известные композиции «Muntula moto» и «Kivu» в новой обработке. Причем первая обретает роскошное звучание кубинской гуахиры, а вторая из короткого печального отступления с открытым финалом превращается в чувственную румбу.

Яркая пластинка увенчивается прямо-таки шаманской вещью «Kwa Singa», которая даром что длится чуть больше минуты, а впечатление производит сильное: в ней словно оживают магические креольские заклинания, перемешанные с этническими напевами. Короткие «африканские» вставки обрамляют альбом, изящно вплетаясь в кубинские мелодии, словно ненавязчивое напоминание: в какие далекие страны ни уносился бы Ришар Бона силой музыки, он неизменно возвращается к своим истокам.

richard bona, музыка

Previous post Next post
Up