У меня лето знаменуется тремя вещами: пора созревания личжи, тотального безделья (по причине жары) и проистекающей из него кучи сериалов. Личжи к нам в офис уже носят мешками - check. С жарой и тотальным бездельем завязано: дома починили кондиционер, и он теперь морозит не хуже любого холодильника. По третьему пункту: лето только началось, а у меня уже несколько интересных находок.
Тост из Лондона (Toast of London).
Хотя правильней было бы перевести «Любимец Лондона», и тогда бы проступила задуманная ирония. Сейчас не могу вспомнить, как вообще нашла этот британский ситком, но посмотрела сразу все три сезона и не пожалела.
Комедия об актере-неудачнике в ожидании больших ролей. В главной роли - чудо какой хороший Мэтт Берри, в котором фанаты британского ситкома с пол-оборота узнают Дугласа Рейнхольма из «Компьютерщиков». Но хотя уже в «Компьютерщиках» он создал колоритный образ вычурного идиота, заполняющий собой все экранное пространство, все-таки ни там, ни тем более в еще раннем «Гарте Маренги» мне почему-то не удавалось его разглядеть. Здесь же для меня все чудесным образом «защелкивает»: грубиян и весельчак, бабник и выпивоха Стивен Тост в его исполнении последовательно воплощает в жизнь всевозможные актерские проклятия, попадает в нелепые ситуации, наживает себе врагов своим высокомерием, непрофессионализмом и убийственным чувством юмора, превращая свои мучительные размышления в музыкальные номера и оставаясь при этом невероятно привлекательным персонажем. За эту роль Берри в 2015 году удостоился премии BAFTA, что для него самого было неожиданно, но уже наконец-то.
Мои личные вишенки в этом сериале: уморительные диалоги в студии звукозаписи («Да, я слышу тебя, Клэм Фанданго!», сцена «Mind the gap» и озвучка для субмарины), совершенное незнание Тостом современных телереалий - сам актер в интервью газете «Telegraph» признавался, что не смотрит телевизор, но у его героя эта особенность доведена до гротеска («Бенедикт Камбербэтч. - Кто?»). А еще это самое озорное «Йееесс», когда Тост чует надвигающиеся приключения.
Не знаю, станет ли «Тост из Лондона» классикой современного британского ситкома, как те же «Компьютерщики» или «Книжный магазин Блэка», просто в силу ограничения по аудитории, - но у него есть ряд явных достоинств. В числе которых: истинно английский юмор, то тоненький фарфоровый, то мужицкий сарайный. Крутейшая музыка, написанная самим Мэттом Берри за редким исключением, когда в одном эпизоде его соавтором стал композитор «Шерлока» Дэвид Арнольд. Ну, и сам Берри, очаровательный дуралей, которому наконец-то хватило роли, чтобы развернуться. А вообще про него еще напишу - его таланты выходят даже далеко за пределы телевидения.
Ну, и остальные.
Мужчина ищет женщину (Man seeking woman). Еще один ситком, на этот раз американский. Та самая ситуация, когда «О чем говорят мужчины» исполняется ребятами помоложе с более изощренной фантазией, и каждая хохма, каждая фигура речи воплощается в жизнь и тянет за собой неминуемую цепь нелепых сюрреалистичных происшествий. Тут вам и Гитлер, и Иисус, и Санта Клаус, и гоблины, и президентский бункер, и свадьба в аду, и все-все-все хрестоматийные злоключения молодого человека в поисках той единственной, разыгранные его изобретательным воображением. Получился наш хипстерский ответ Бунюэлю.
Одно но. Живая фантазия - это хорошо, но очень скоро экзистенциальное нытье главгероя начинает страшно надоедать. Тем более что он, кажется, сам главный кузнец всех своих злоключений. Да и шоу предназначено для тех, кто отважится в этих гротескных ситуациях узнать себя и похохмить над собой же, а для этого нужно быть в достаточной степени «нёрдом».
Забытые (Les oubliées). В мучительном ожидании шестого сезона обожаемой «Спирали» я, кажется, уже согласна на любой мало-мальски интересный французский детектив. В этом плане «Забытые» отвечают запросам: пропавшие девушки пятнадцатилетней давности, таинственный маньяк, полицейский детектив с провалами в памяти. И хотя таких сериалов - с пропавшей-то девушкой - можно не сходя с места набрать целый список из каждой страны со своими погремушками, этот странным образом выделяется из общего потока. Сделан аккуратно, камерно, без претензии. События не торопятся, но развертываются в силу необходимости. Приятная музыка, более-менее правдоподобные герои.
Единственное, из-за чего мне невероятно трудно смотреть его не отрываясь - это сплошные крупные планы, эффект «трясущейся камеры» и синюшные фильтры. Все это делает «Забытых» прекрасным компаньоном к вязанию, шитью и прочим сопутствующим делам.
Под подозрением (Bajo sospecha). Этот начинала смотреть в рамках акции «Заставь себя учить испанский». Что на испанский язык мне нужно садиться и настраивать ухо (в отличие от, к примеру, шведского, который в ухо ложится сам и без особых усилий), что к их местному кино и телевидению отношусь настороженно.
Для того, чтобы вдохновиться на изучение языка, мне нужен стимул, какой-нибудь отличный сериал, чтобы захотеть понимать героев, вслед за ними начать разговаривать на незнакомом наречии. И если все остальные самостоятельно осваиваемые мной языки - это как раз следствие знакомства с подобными сериалами, то в случае с испанским я ищу стимул и причину для изучения.
Так вот. При просмотре «Bajo sospecha» я, кажется, нашла стимул. Не какой-то отдельный сериал, но все современные детективные фильмы в целом. Тут не приходится говорить о выдающейся игре или харизме актеров. Пусть сам жанр делает свое дело. Что может предложить испанский детектив (и в частности этот) - закрученный сюжет, интригу, ну, и языковую практику. Мне этого вполне достаточно, потому что для всего остального у меня есть скандинавский нуар.
И да, уже набрала к себе в список на будущее целую гору испанских шоу - исключительно детективных.
Тайная улыбка (Secret smile). Этот британский мини-сериал помогает раз и навсегда избавиться от романтического шлейфа «Доктора Кто», доселе окутывавшего Дэвида Теннанта. Жуткое зрелище, тем страшнее, чем оно реальнее. Всегда говорю: напряженный психологический триллер куда страшнее любых зомби-апокалипсисов. Ну, и способность Теннанта из душечки Доктора переродиться в подобного монстра характеризует его как первоклассного актера. Особенно приятно, что нарастающий саспенс еще и увенчивается захватывающим, находчивым финалом. И что его решили не растягивать, ограничившись двумя сериями - это как раз тот случай, когда над британским шоу не сокрушаешься, почему такое короткое. В таких случаях лучше коротко, но с плеча.