Хорошая попытка, Йонатан

Mar 22, 2016 12:18


Похоже, я набрела на последователя стиля великого и ужасного Фалько. Конечно, этому парню далеко до новаторства и безоглядной смелости Фалько, у него нет и никогда не будет его обаяния и таланта перевоплощения, да и мужественность восьмидесятых «смокинг-зеркальные-очки» уступила метросексуальности две тысячи десятых «штаны в облипочку-свитшот-айпад».

Но звучанию восьмидесятых, даже в современной обертке, все еще есть место в музыке!

Нашла я его в Швеции и, как водится, благодаря сериалу. Пожалуйста, исполнитель саундтрека к новому шоу «Springfloden» (о нем скоро-скоро напишу) - Йонатан Йоханссон. Впечатлившись, слушать решила сразу его новый альбом Lebensraum! (в переводе с немецкого «Среда обитания!»).





Йоханссон - прекрасный пример тому, как можно малыми средствами создать прецедент. Кроме того, что можно клип снять айфоном за день - это он с успехом показывает в каждом своем видео. А еще в самой музыке: глубокими нежными басами, шепчущим пением почти на субтоне, лиричной, но в целом позитивной мелодикой.

Альбом Lebensraum! - и название на немецком тут, по-моему, совсем не случайно - открывается совершенно в мелодике сами-знаете-кого. Продолжателя стиля «блистательного китча» в Йоханссоне не узнает только тот, кто Фалько никогда не слышал.

Парень знает, что такое богатые, искрящиеся аранжировки, интересные модуляции; своему, казалось бы, совершенно заурядному голосу он придаёт полетность гармоническими «пачками» и техническими эффектами.

Он не примеряет на себя, как Фалько, другие образы, чтобы воспеть в присущей ему отстраненной манере исторические события, наболевшие политические проблемы или поп-культуру, - нет, Йоханссон целиком и полностью находится в этой культуре, его, так сказать, лирический герой - продукт этой культуры, с блеском прожигающее жизнь дитя Стуреплана. Этот болезненного вида молодой человек - самый что ни на есть enfant du siècle.

В целом те же, что и у Фалько, исполненные изящной зауми тексты, благодаря одной-двум цепким фразам претендующие на философскую глубину. Верх философии альбома - строчку «…som Schengen/ Öppen för vissa, taggtråd för andra» («…как шенген/ Открыт для некоторых, колючая проволока для остальных») - можно перевести на немецкий и с тем же успехом приписать претенциозному австрийцу, с каким оно принадлежит хипстерящему шведу. Тот же градус «социального накала»: вижу проблему (к примеру, вещь из конца 80-ых «Cowboys and indians - Russia and the USA»), обыгрываю ее в текстах песен, зажигательно танцую вокруг нее, но ни к чему не призываю, ни на что не претендую, а всего лишь, так сказать, «отдаю дань эпохе».

Вокал Йоханссона непредсказуемо врывается в плеер (либо наоборот, вступление песни длится добрых полторы минуты) и так же капризно заканчиваются чуть ли не на полуслове, зачастую записью уличных шумов, разговоров и прочего. Концептуально перетекают одна в другую.

Но хотя заглавные «Stromboli Brinner», «Ny/Snö» и следующие за ними «Midsommarkransen Baby» и «Lätt att släcka 98» идут на ура, по ходу альбома ритм-секция, мелодика и обработка приобретают некоторую однообразность. Кстати, вторая тире четвёртая композиции вообще написаны в одной тональности, да что там - в одном аккорде. В иных композициях (например, в Du kommer krossa) ждешь эмоционального взрыва или хотя бы развития - а они все крутятся в одной точке, как шарманка, как ни к чему не обязывающая музычка из плей-листов H&M: достаточно стильная, чтобы под нее покрутить хвостом в новом прикиде в примерочной, но достаточно проходная.

И в этом одно из главных отличий этого молодого человека от Фалько - последний заявил о себе уже в первом альбоме, хитом «Der Kommissar», сделавшим его первым белым рэппером, попавшим в хит-парад Bilboard, а для того, чтобы стать звездой всемирного масштаба, ему понадобилось всего-навсего записать пластинку «Falco 3» и, в частности, «Rock me Amadeus».

В конечном итоге, слушая каждый альбом Фалько в отдельности, понимаю: все-таки не совсем мое (хотя отмечаю чувство юмора, самоиронию, способность абстрагироваться и отличные находки в области семплирования). Слушаю компиляцию из своих любимых песен со всех альбомов и понимаю: verdammt, wir leben noch! абсолютно мой артист. Йонатану Йоханссону пока что нужно записать еще не один альбом, чтобы оказаться в таком почете. Но эта попытка - однозначно неплохая.

Стоит слушать: Stromboli brinner, Ny/Snö (моя любимая в альбоме!), Lätt att släcka 98, Bright Lights, Fuga. И еще обязательно послушать саундтрек к новому сериалу Springfloden в его исполнении - No rest for me.

музыка

Previous post Next post
Up