Только что посмотрела вышедшие в марте новые серии «Бека» - «Вторжение» (Invasionen) и «Убийство в госпитале» (Sjukhusmorden). Утешительный приз: с приходом нового сценариста и режиссера сериал, безвозвратно потерянный, стал отдаленно, с натяжкой напоминать то, что мы видели под управлением Харальда Хамрелля и Челля Сундвалля.
Серию «Вторжение» можно, в принципе, смотреть, без перевода и субтитров. Эпизод связан с русскими, эпизодические роли играют русские актеры и говорят на родном языке, а не «менья зовут Васылый, я из Рашья». Создатели хотя бы аутентичность соблюли. Но все-таки не до конца сделали домашнюю работу: в отделе убийств стокгольмской полиции все разговаривают по-русски, да. Кроме Гунвальда, который, как мы знаем по романам и первым фильмам, говорит на девяти языках, включая русский. Все-таки сейчас «Бека» снимают далекие от прежней франшизы люди (продюсер и гример не в счет). Но создателям все же удалось слегка напомнить нам, каким был «Бек» хотя бы десять лет назад, когда его уже «заглянцевали» красивыми фильтрованными кадрами, но еще не вытрясли из него содержание, оголив сюжетные формулы.
Так или иначе, это не возвращение, а прощание. Как снег на голову свалилась новость, что мой обожаемый Микке «тафгай» Персбрандт покидает франшизу и это было его последнее появление в роли Гунвальда Ларссона. Очевидно, ошеломительное пятисекундное появление в «Хоббите» в роли Беорна обернулось для него голливудским прорывом, потому что нынче он намылился сниматься у Гая Ричи в «Рыцарях круглого стола». Поэтому финальные сцены из второй серии «Убийства в госпитале», почти безмолвные, трогательные, для меня балансируют весь эпизод. Очень рада за актера, которого наконец-то рассмотрели американцы - и посыпаю голову пеплом категорически не согласна с тем, что сериал стоит продолжать после ухода ключевого персонажа, хоть с чуваком из «Игры престолов», хоть с кем. Тем более с такими плохо написанными четырьмя сериями, в которых нечего играть. А вообще я говорю, что вторые два фильма лучше двух предыдущих, потому что мне больно видеть провал любимого сериала.
У Петера Хабера на афише выражение лица, говорящее само за себя. «И зачем я ввязался в эту аферу?..»
Если бы я снимала возвращение «Бека», что бы я сделала как режиссер, сценарист и продюсер?
1. Проштудировала бы 10 книг Пера Вале и Май Шевалль на предмет истории жизни главных героев, их характеров, привычек, так далее. Отметила бы героев, которых можно ввернуть в сюжет, в частности, книжных коллег Бека, ни разу не появлявшихся в сериале. Или любовный интерес.
2. Провела бы переговоры со всеми ушедшими из сериала актерами на предмет возвращения. Я смотрю скандинавское кино достаточно плотно и что-то не вижу, чтобы они часто мелькали. Значит, работой не сильно загружены, значит, гонорары не взвинтят. Понятное дело, что у кого-то театр, а кто-то с тех пор стал популярным в Швеции шеф-поваром (да, есть и такие), но на то я и продюсер, чтобы втянуть нужных людей в проект.
3. Как продюсер, рассчитывающий на успех сериала, я бы вместе с армией юристов проштудировала контракты главных звезд, Хабера и Персбрандта, убедилась бы, что серий снимается столько же, на сколько актеры подписались. И - маленькая деталь - за преждевременный выход из проекта ввинтила бы такие неустойки, что никаких гонораров за «кушать подано» у Гая Ричи не хватило бы, чтобы их покрыть. Кто-то из актеров бы явно взбрыкнул, и я даже знаю кто, но гонорары за продолжение «Бека» ему платят явно не копеечные.
4. Взяла бы за основу сценария каждой серии одну из десяти книг и изменила бы финал. Например, моя мечта - снять финал сериала на основе «Смеющегося полицейского» и всех нахрен в конце убить и оставить в конце в живых одного Бека из уважения к возрасту. Ну, или любой другой эпизод, с условием, что финал и личность преступника будут отличаться - вдруг кто читал?
5. Вспомнила бы, что у датских успешных шоу в плане создания атмосферы есть чему поучиться. И у «Бека» времен 90-ых. Темные планы, дождь стеной, мрачные кадры. Скандинавское кино это никогда не портило.
Но если «Бека» снимают именно так, как снимают - левой ногой на отвяжись - значит, это кому-то нужно. Или не нужно. Когда меня допустят, вы узнаете об этом первыми.