Что такого страшного в этих двух законопроектах, которые получили название (и не безосновательно) антисемейных? Чем опасны ФЗ № 953369-6 и ФЗ № 953398-6? Но главным образом - первый из них.
Click to view
Часть эфира, посвящённая этим законопроектам - коротко и по существу.
Тем, собственно, что там написано. И тем, как это написанное соотносится с Конституцией РФ и самим УК РФ.
Как это происходит сегодня? Предположим, есть женщина Н., пострадавшая от побоев со стороны сожителя (лица, с которым она ведёт совместное хозяйство). Она вечером (вероятнее всего, в пятницу) звонит в полицию - 02 - и сообщает: меня бьёт муж.
Ей отвечают либо вежливо, мол, назовите адрес и обстоятельства. Либо отвечают по существу: мы на семейные ссоры не выезжаем. Завести уголовное дело по факту побоев в семье крайне трудно. Потерпевшей могут объяснить: завтра (в рабочий день) идите в суд, пишите заявление. Позже гражданка Н. узнает, что она также должна пройти медицинское освидетельствование, приложить его, оформить доказательства и сделать всё это самостоятельно.
А если она работает? А если у неё ещё и дети есть? Словом, процесс трудоёмкий. Поэтому предложенная президентом и внесённая Верховным судом в качестве законопроекта идея о декриминализации ряда уголовных статей (в том числе части 1 статьи 116 УК) разумна, так как по административному правонарушению процесс доказывания вины обеспечивается не потерпевшей стороной, а сотрудниками полиции.
Но предложенные и утверждённые во втором и третьем чтении в Госдуме, а после одобренные в Совете Федерации поправки к законопроекту 953369-6 вносят, кроме декриминализации, понятие «близких лиц» в текст уголовной статьи.
То есть можно ожидать, что дело будет заведено по факту обращения как административное, а после выяснения обстоятельств переквалифицировано в уголовное. Казалось бы, вот он - способ бороться с домашним насилием! У полиции появляется основание для выезда на место, чтобы по «побоям» начать уголовное преследование побившего.
Но есть два нюанса.
Во-первых, побои - это страшное название, которое пугает граждан, но на деле описывает действия, причиняющие физическую боль без ущерба здоровью. Реально же домашнее насилие - это другие статьи: 111, 112, 115, 117 и по ним никого ужесточения не предполагается. Это значит, к примеру, что синяки караются не порядок строже, чем сломанный нос.
Во-вторых, согласно новой редакции Уголовно-Процессуального кодекса (в этом же законопроекте) обвинение по 116 статье переводится в категорию частно-публичных, то есть не прекращается по примирению сторон.
Делается ли это для поднятия обвинительной статистики в отчётах МВД или по каким-то другим целям не понятно, но это так. Теперь даже если вы вдруг осознаете, что уголовное дело ни вам, ни вашей семье не пойдёт на пользу - будет уже поздно.
Далее идёт всё, что касается процесса воспитания детей, то есть того, что многократно описано в качестве «ювенальных технологий» вторжения в семью.
Часть 2 статьи 14 УК РФ гласит, что малозначительное действие, не представляющее общественной опасности, формально содержащее признаки какого-либо деяния, которое описано в УК, преступлением не является.
То есть если вы, к примеру, силой удержите ребёнка, который по неосмотрительности выбегает на проезжую часть, это не будет преступлением, хотя формально может быть проинтерпретировано именно как побои.
Однако, введение «близких лиц» в текст уголовной статьи ставит такие действия под вопрос.
Представьте себе, как сильно коррумпирует такой текст недобросовестных сотрудников полиции. Ведь не будем же мы отрицать, что среди них всё ещё существуют люди, не чистые на руку? В какой степени соблазнительно для таких сотрудников будет воспользоваться буквой нового уголовного закона!
В новых условиях получится так, что любые «побои» в отношении ребёнка также не будут прекращаться по примирению, но только если это ваш ребёнок. Если чужой - то те же побои будут наказываться административным штрафом.
Я уже не говорю о том такие формулировки противоречат и предложению президента, и тексту пояснительной записки к первоначальному варианту того же законопроекта:
«предлагается предусмотреть примирение в качестве одного из оснований для отмены приговора в апелляционном порядке и прекращения уголовного дела».
Противоречия с частью второй статьи 19 Конституции, исключающей, кроме прочего, дискриминацию по социальному признаку я тоже обсуждать не хочу. Кого у нас удивишь такими вот противоречиями с Основным законом страны?
А в качестве итога я хочу спросить как бы так в воздух и между делом: а какова будет позиция органов опеки, когда выяснится, что в некоторой семье был зафиксирован факт «побоев» с последующим осуждением одного из членов данной семьи?