Никакого другого содержания слова «тоталитаризм» нет, кроме объединения двух режимов - Гитлеровского и Сталинского. Всё, точка. Причем сталинский - должен быть осужден так же, как был осужден гитлеровский.
После разрушения Советского Союза для бывших уже Союзных Республик стало принципиально важно отыскать корни идентичности, основания национального суверенитета. И всё это, в общем, укладывается (условно) в канву, заданную кинофильмом Т. Абуладзе «Покаяние». Пришло время ворошить могилы отцов и, как следует осудив их за несовершенство дня сегодняшнего, избавиться от трупов.
Словом, осуждение «преступлений коммунизма» - это правовая необходимость, процесс сугубо юридический. А также социальный, идеологический и т.д. Надо же строить новую страну на каком-то основании, не правда ли? А теперь мы обсуждаем, откуда берутся в России памятники той части чешского легиона, которая известна в отечественной историографии, как белочехи. Да-да, речь именно об этом. А также о том, какова роль Чешской Республики в десоветизации России.
К кинофильму «Покаяние» я вернусь как-нибудь в ближайшее время. А сейчас строго о Чехии.
Вот в 2007 году в Чешской Республике был открыт институт изучения тоталитарных режимов. Здесь антикоммунизм был совершенно очевиден, а «тоталитарных» - просто компромисс, потому что гитлеровский Рейх совершенно не интересен. Важно - осудить красных (как вы понимаете). Собственно, сразу цитата с
беседы на радио «Свобода»: «Первоначально он должен был называться Институтом памяти народа - так же, как в Польше или, скажем, в Словакии. И заниматься он должен был изучением архивов исключительно коммунистической госбезопасности».
Всё ясно. Однако «такая концепция вызвала сильное сопротивление коммунистической фракции чешского парламента, и чтобы не загубить полезное начинание, его инициаторы согласились на компромисс: предметом исследований будут также архивы гестапо периода нацистской оккупации», что тоже закономерно. «Полезное начинание» нужно было сохранить.
В целом, ничего особенного. Институт действует, как научное заведение, не занимающееся, скажем, установлением виновности или расследованием преступлений.
Всё в интересах «памяти народной», так сказать. Впрочем, это не помешало уже в 2008 году институту возглавить работу международной группы по разработке «
Платформы европейской памяти и совести».
В 2009 году Европарламент объявил 23 августа (день подписания пакта Молотова-Риббентропа) европейским днём памяти жертв сталинизма и нацизма.
В феврале 2010 года при содействии того же института была подписана некоторая декларация -
о преступлениях коммунизма. Крайне любопытный документ, между прочим, гласящий, например, что а) преступления против человечности не имеют срока давности (что правда, отмечу) и б) что за 20 лет с коммунистами расправлялись совсем-совсем неудовлетворительно. А между тем, утверждается, что преступления против человечности продолжают совершаться («в некоторых случаях») в странах Восточной и Центральной Европы, в других странах, где коммунизм ещё жив. То есть не осужден, надо полагать?
А уже в 2011 году началась приснопамятная «Десоветизация» Медведева-Федотова-Караганова, частично перекликающаяся с требованиями просвещенных европейцев.
При этом цель европейцев вполне может быть понята. Национальное государство нужно строить на какой-то идентичности, а век двадцатый - это сложное время, в конечном счете, связанное с попаданием в чью-то зону влияния: советскую, немецкую, американскую, английскую… Для освободившихся от коммунизма украинцев мощным подспорьем стало наследие уже широко известных Бандеры, Шухевича, Мельника и прочих, прочих.
Невозможно люстрировать всех, правильно? Чехия - не Украина, к тому же чехи в меньшей степени стали советско-русскими, чем украинцы, правда же? Стало быть, нужна какая-то рациональная люстрация, которая позволит избавить общество от каких-то совсем уж «красных», оставив, быть может, «розовых» и так далее.
Зачем десоветизация России - не ясно. Территория РСФСР, ставшая Российской Федерацией президента Ельцина, сама полна противоречий, и как только заходит разговор антисоветский, то сразу выясняется, что без Союза не было бы и единого РСФСР-пространства. А что реально предлагала программа «десталинизации» Федотова-Караганова? Открытые архивы и памятники жертвам? Ну, так их ещё надо оплатить, а какие реальные преимущества есть у отдельных Сибирских штатов или, например, Татарстана, в отличие от тех же Сибири и Татарстана, но в составе РФ? Этот вопрос Совет по правам человека Федотова почему-то игнорировал.
С другой стороны, если уж предлагать такую страсть, как «осуждение преступлений советизма», то надо иметь ввиду, что нельзя осуждать советизм и оставаться единой Россией в полном, а не только партийном смысле этого слова.
А теперь нам предлагают на местном уровне и при активной поддержке чешским правительством и министерством обороны славить чешский легион, развязавший гражданскую войну 1918-1923 годов в России. Зачем? Затем, чтобы соблюсти букву межправительственного соглашения 1999 года? Ну, так не надо рассказывать гражданам, как можно соблюсти букву, если не хочется соблюдать дух. Откуда такая тщательность в увековечивании памяти тех, кто резал и колол горожан Самары? Понятно, для минобороны Чехии это «славное сражение» (о чем в другой раз), а для наших краеведов это что? Особое удовлетворение, так нужно понимать?
Память народа - это ресурс, конечно. Для малых государств, находившихся в орбите крупных государственных образований - это способ обозначить идентичность, на основании чего должен выстраиваться суверенитет. Ну, так идентичность есть и у нас. И если уж говорить совсем откровенно, то наша идентичность строится, кроме прочего, на памяти о том, что мы построили огромное государство, в орбиту которого попадали такие страны, как Чехия, к примеру.