О том, как я первый раз пошла в поход одна, по незнакомому маршруту в чужой стране. Спойлер: Киргизия идеальна для первых соло-походов.
Всё началось с того, что я случайно купила билеты в Бишкек за 3500 рублей. В обе стороны.
Случайно - потому что я сначала купила, потом подумала. У “Азимута” случилась распродажа и я догадалась, что думать некогда, надо брать. Потом уже оказалось, что по такой цене был только один билет на каждый рейс, а рейсы только два раза в неделю, поэтому в намерении посетить Киргизию меня никто не поддержал. Пришлось выбирать: забить на билеты или лететь одной.
Я давно думала о соло-походе. Думала и боялась, а когда боишься, ничего не складывается. А тут вдруг раз и сложилось: за две недели до вылета я познакомилась с человеком, который ходит соло. Он и рассказал мне об этом все, что я хотела знать, и даже больше - вселил в меня уверенность, что всё получится..
После этого разговора я перестала бояться и решилась.
Планирование маршрута
Для первого похода я решила не заморачиваться с маршрутом и пойти по пути наименьшего сопротивления. То есть ничего не выдумывать и выбрать простой популярный трек, с хорошими тропами, достаточным количеством людей на них и простыми перевалами не выше 1а. А вот расстояние можно и подлиннее, чтобы побольше всего увидеть.
Нашла хороший отчёт на форуме Винского, приплюсовала к нему перевал по совету коллеги - получился нормальный маршрут с тремя перевалами на 100 километров.
Нитка маршрута: Бишкек - Каракол - пос. Ак-суу - долина Арашан - перевал Алакёль Северный - озеро Алакёль - долина Каракол - перевал Телеты - долина Джеты-Огуз - перевал Арчатор - долина Кызыл-суу.
Шесть ходовых дней, 100 километров, общий набор высоты 4600 м. Нормальная горная “единичка”. Если бы я не укладывалась в срок (из-за погоды или просто надоело), после любого из перевалов можно было оперативно спуститься в цивилизацию. Но хотелось уложиться быстрее, чтобы в конце отдохнуть на Иссык-куле.
Маршрут на карте:
На карте видно, что между стартом и финишем есть две долины, по которым можно быстро выйти в цивилизацию
На этапе планирования мне казалось, что пройти это целиком малореально, по факту же я выполнила план полностью и даже быстрее, чем предполагала. Очень повезло с погодой, такого я давно не припомню - за шесть дней похода дождь был всего дважды и оба раза не нарушил планы. Всё остальное время стояла такая охренительная погода, что я только удивлялась. Новичкам везёт. Ну и темп у меня был довольно бодрый - когда идешь одна, засиживаться не хочется. Я даже пожалела, что не запланировала ещё какой-нибудь перевал.
Вот такой получился расклад по дням:
9 июля - вылет из Ростова в 23.30.
10 июля - прилёт в Бишкек в 6.30 по местному времени, автобус в Каракол, маршрутка в Ак-суу. Выход на маршрут. Ночёвка в д.р. Арашан в 4 км от курорта Алтын-Арашан. Пройдено 10 км, набор высоты 490 м.
11 июля - д.р. Арашан - пер. Алакёль Северный - ночёвка на озере Алакёль. 17 км, набор высоты 1300 м.
12 июля - озеро Алакёль - д.р. Каракол - пер. Телеты - ночёвка в д.р. Телеты Зап. 19 км, набор высоты 1300 м.
13 июля - д.р. Телеты Зап. - д.р. Джеты-Огуз - подход под пер. Арчатор. 16 км, набор высоты 600 м.
14 июля - пер. Арчатор - д.р. Чон-Кызылсу. 13 км, набор высоты 750 м, сброс 1350 м.
15 июля - д.р. Чон-Кызылсу - пос. Кызыл-суу. 15 км + 7 км на машине. Маршрутка в Тосор (курорт на Иссык-куле) и пляжный отдых.
16 июля - ещё немного пляжного отдыха, дорога в Бишкек, ночёвка в хостеле.
17 июля 7.05 - самолёт в Ростов.
По факту пройдено 90 км пешком - немного не дотянула до “единички”, потому что в начале и в конце подвезла попутка.
Обычный график выглядел так: я вставала в 6, выходила около 7 и ставила лагерь около 17-18 часов. Для обеда находила красивое место и залипала там не меньше часа, чтобы нормально отдохнуть - прекрасная погода и длинный световой день это позволяли.
Выводы о маршруте. Первые ⅔ маршрута, с перевалами Алакёль и Телеты, подходят для любого уровня подготовки. Везде прекрасные тропы, полно людей, просто и красиво. Арчатор - для искушенных пользователей. Нетривиальная 1А, надо сказать. Другими словами, страшно мне там было слегка. Зато людей вообще никого.
А теперь немного полезной информации для тех, кто решил замутить что-то подобное.
Логистика, транспорт и прочие оргвопросы
Организовать самостоятельное путешествие по Киргизии очень просто. Здесь все ориентировано на западных туристов, а потому при всей бедности этой страны туристическая инфраструктура и транспорт развиты прекрасно.
Вот что я делала. Поскольку я на удивление нигде не накосячила, можно рассматривать это как алгоритм и руководство к действию.
- Сразу после прилёта в аэропорту сняла местные деньги в банкомате - это выгоднее, чем менять в обменнике. Валюта очень удобная: 1 сом примерно равен 1 рублю. Наличные нужны обязательно, карты тут не в ходу.
- Доехала на маршрутке в город за 50 сом. Маршрутки справа от выхода, но лучше спрашивать местных, они подскажут. Ехать около получаса, конечная остановка - Западный автовокзал, именно тот, откуда идут маршрутки в Каракол.
- Уехала на маршрутке в Каракол за 350 сом. Пришлось набраться терпения, потому что по расписанию она уходит в 8.30, а по факту - по мере заполнения. Заполнилась она только к 10. И вместо 5 часов ехала шесть с половиной.
- Приехала в Каракол, забрала газ. Это важный момент - купить газ в Караколе можно только через Юрия Траченко, Kyrgyz Adventures. Я заранее написала ему на почту kgzadv@gmail.com, и в нужный день баллон газа ждал меня в кофейне в центре Каракола. Очень удобно и без нервов. Да, автовокзал в Караколе находится на въезде в город, до центра нужно ехать на маршрутке. Их несколько, номер лучше спросить на месте, люди отзывчивые и говорят по-русски.
- Дальше пошла искать маршрутку до Ак-суу (иногда говорят Теплоключенка, так этот посёлок назывался при Советском Союзе). Остановка находится на рынке в центре города, точное местоположение указано на карте maps.me и так и называется “Остановка Ак-суу”. На рынке много вкусного, но всю еду я брала с собой, поэтому купила только лепешку. И очень пожалела, что всего одну. Это вообще лучшее, что есть в Киргизии, после гор и Иссык-куля.
- Из Ак-суу начинается пеший маршрут. Вообще-то там грунтовка до самого Алтын-Арашана, но позволить себе заброску на одно лицо я не могла и шла пешком. Дорога живописная, поэтому не утомляла.
Обратная логистика:
- Пешая часть маршрута завершилась недалеко от поселка Кызыл-суу - там меня подобрала попутка. В Кызыл-су я дошла до автовокзала и уехала в Тосор - курорт на берегу Иссык-куля.
- На следующее утро, накупавшись и сгорев на солнце, я стояла на трассе в Тосоре и ловила маршрутку в Бишкек. Получилось со второго раза - первая маршрутка проехала и не остановилась. Ходят они раз в 30-40 минут, а иногда и реже (по мере заполнения - помните же?). Цена почему-то одинаковая хоть из Каракола, хоть из Тосора, несмотря на разницу почти в 100 километров - те же 350 сом. Хотя, может, так только для туристов.
- В Бишкеке заселилась в хостел, который забронировала заранее на Букинге. Хостел Friends Guest House, он в получасе ходьбы от автовокзала и в пяти минутах ходьбы от Ошского рынка. Это большой плюс, потому что на рынок надо, а перемещение по городу в такую адскую жару не доставляет никакого удовольствия.
- На следующее утро вызвала Яндекс.Такси и уехала в аэропорт. Тут одна тонкость - не все местные водители умеют пользоваться банковскими картами. У меня в приложении стояла оплата картой, а водитель очень просил поменять на оплату наличными, потому что он не знает, что с этой картой делать. В этой стране такое может случиться с кем угодно, поэтому лучше вообще забудьте про оплату картой в Киргизии и запаситесь наличными .
- И напоследок я пережила пару часов ада на регистрации в бишкекском аэропорту. Дело в том, что жители Киргизии не понимают, что такое “норма багажа”. Они приходят с пятью баулами вместо одного, или с 40-килограммами вместо 20, и удивляются, что за перевес нужно доплачивать. И таких - четыре из пяти. В очереди на регистрацию я провела два часа, и сама регистрация закончилась примерно с окончанием запланированного времени посадки. Но вылет задержался всего на 10 минут, удивительно.
Карты и навигация
Заблудиться на этом маршруте сложно, несмотря на отсутствие маркировки. Здесь нет множества троп и развилок, всё предельно просто и понятно, ориентироваться легко.
В качестве навигатора у меня был смартфон с maps.me, в который заранее закачала трек. Трек нарисовала в nakarte.me, хотя особой необходимости в нем не было - на maps.me обозначены все тропы и дороги этого маршрута и, что удивительно, даже перевалы. Места для ночёвки отмечены только те, где есть стационарные лагеря турфирм или популярные места ночевок коммерческих туристов. В принципе, этого достаточно, но важно то, что в Киргизии можно стоять с палаткой где угодно, а удобных мест предостаточно.
На всякий случай я купила карту в кофейне, где забирала газ. Большой необходимости в ней не было, просто я люблю бумажные карты.
Перед тем, как перейти к описанию маршрута, отвечу на два самых популярных вопроса.
1. “А не страшно одной?”
Страшно мне было три раза. В первый день, когда я ночевала у дороги, где ездят машины, и в последний, на берегу Иссык-куля. Страх был обусловлен исключительно близостью цивилизации. Ещё было страшно на подъёме на перевал Арчатор, но это не из-за того, что я была одна - в группе боялась бы точно так же, потому что он стрёмный. А вообще в Киргизии безопасно - иначе здесь бы не было такого безумного количества иностранных туристов.
2. “Сколько весил твой рюкзак?”
На старте - 13.5 кг. Это с палаткой, газом и всей едой, кроме купленной на рынке лепёшки. Еды было 3 кг.
Описание горной части маршрута
Горы в Киргизии прекрасны, ради них можно потерпеть всё остальное. Вот как это было.
День 1. 10 июля. Пос. Ак-суу - д.р. Арашан.
Из Ак-суу я стартовала только в пять вечера - поздновато, планировала намного раньше. Я собиралась ночевать возле курорта Алтын-Арашан, до него 16 километров и три часа светлого времени. Первые два километра подвезла попутка - машина ехала в соседнюю долину и высадила меня на развилке. Полчаса сэкономила.
А через час пошёл дождь. Приехали… Ненавижу ходить под дождём. Потратила сэкономленные полчаса, чтобы переждать его под ёлкой и подумать, не поставить ли прямо тут лагерь. Потом плюнула, надела дождевик и пошла дальше. И тут - радуга.
Вдруг смотрю - дождя-то и нет. И небо впереди чистое. Похоже, удача любит смелых.
Палатку я ставила уже в темноте, на первом же более-менее удобном месте, которое не видно с дороги. До Алтын-Арашана не дошла 4 километра. Как потом выяснилось, и хорошо, что не дошла, спасибо дождю и радуге.
Пройдено 10 км, набор высоты 490 м.
Главные выводы за день: На участке от Ак-суу до Алтын-Арашана хороших мест для ночёвки мало. Моё было первым и оказалось очень удачным - у ручья, в ёлках и с более-менее ровным местом под одну маленькую палатку. Нормальные площадки есть дальше, примерно за километр от Алтын-Арашана.
Первая ночёвка. Уютненько тут
День 2. 11 июля. Д.р. Арашан - пер. Алакёль Северный - ночёвка на озере Алакёль.
Время в Киргизии - плюс три часа к московскому. То есть подъём в шесть утра означал, что я встала в три часа моей привычной ночи. Но поскольку на улице было уже светло, а я прекрасно выспалась, никаких сложностей с переходом на новое время не заметила.
Начались неповторимые местные елки.
Меньше чем через час дошла до Алтын-Арашана. Это местный курорт с домиками, юртами и множеством китайцев. Хорошо, что вчера сюда не дошла - ночевать здесь было бы сомнительным удовольствием. Много туристов, конского навоза и вообще цивилизации. Приятные и безлюдные места с ровными площадками есть дальше, на другой стороне реки, ещё через 1.5-2 километра.
Курорт Алтын-Арашан
А дальше начинается длинный подъём к перевалу Алакёль Северный. Под перевалом - палаточный и юрточный лагерь, там полно иностранцев.
С красивыми видами здесь не очень - кругом камни и осыпи, поэтому стоять здесь так себе удовольствие. Хотя можно здорово развлекаться, глядя на сползающих с перевала туристов.
Можно ночевать в юрте или палатке турфирмы и ходить налегке
Перевел Алакёль Северный. В центре кадра видно людей на тропе. Вторая тропа справа, уводит под снежный козырёк
Мне поначалу было не по себе от вида этой 1а высотой 3850 м.
К этому моменту я слегка утомилась, но времени было полно - только полтретьего - а мэпс.ми обещал, что подъём на перевал займет 40 минут. Глядя на эту суровую стеночку, верилось с трудом.
На перевал есть два пути: влево, более пологий, и вправо, практически вертикально вверх. Поскольку слева спускался целый китайский автобус, а справа не было никого, решила лезть вправо. Но как только поднялась до середины, сверху тоже полез народ.
Это были двое местных ребят с огромными рюкзаками “Снаряжение”. Подумала даже, что это спортивные туристы. Один из них подал мне руку на особо крутом участке и поздоровался по-русски. Пока второй закреплял верёвку, чтобы спустить ожидающую на перевале небольшую группу, мы разговорились. В ближайшие пять минут я узнала, что местные ребята работают тут гидами и портерами и водят иностранцев по тарифу “все включено”: несут всю снарягу, ставят лагерь и так далее. А клиенты просто несут свои вещи в маленьких рюкзачках. Такой Непал в киргизском исполнении.
- А ты одна что ли? - удивился он, когда понял, что за мной никто не поднимается.
- Ага.
- Не страшно?
- А чего нужно бояться?
- Нуу… - завис он. - Медведей там…
- А они есть?
- Наверно, - не слишком уверенно ответил он.
- А людей надо бояться?
- Нет, - засмеялся он. - Но я бы один не пошел...
Такие диалоги повторялись ещё не один раз - с такими же ребятами, за спиной которых были огромные рюкзаки “Снаряжение”. Все они здоровались по-английски и удивлялись, когда я отвечала по-русски. Удивлялись, улыбались и спрашивали “а не страшно одной?” Хорошие ребята.
Когда я выползла на перевал и увидела озеро, поняла, что ради такого можно идти и одной, и мимо медведей. Таких озер я не видела никогда прежде. На Кавказе таких точно нет.
Озеро Алакёль огромное - почти 3 км в длину.
Цвет воды изумительный
Провела тут не меньше часа. Высота 3850, а тепло, безветренно и уходить не хочется. Теоретически здесь можно и заночевать - на перевале полно ровных мест - но пришлось бы подготовиться и тащить наверх воду. И делать это стоит точно не на второй день похода…
Спуск, в отличие от подъёма, пологий и вообще не представляет сложностей. От перевала до противоположного края озера - больше двух километров, там хорошие площадки. Примерно на середине этого пути - стационарный лагерь Аксай-тревел.
Мне снова повезло - все хорошие площадки оказались заняты, но нашлась полянка на самом берегу в отдалении от всей этой толпы. Ровное место там было только на одного человека, оно как будто ждало меня. Тут хотелось просто сидеть и залипать. Ну ещё и потому, что я прилично устала в этот день))
Мой лагерь на последней незанятой полянке. Её не заняли только потому, что ровного места здесь было только на одного человека.
Пройдено 17 км, набор высоты 1300 м.
Главные выводы за день: Этот трек принято ходить в обратном направлении, не так, как шла я. Все туристы шли мне навстречу, и ни одного человека в том же направлении. Почему - для меня осталось загадкой. Как по мне, крутой подъём всегда проще, чем крутой спуск, а сползать с этого перевала на спуске ну вообще неприкольно.
Продолжение во
второй части.