2-ой Донской Ретро Фестиваль. Как это было. Часть 1

Sep 29, 2012 15:42

  Большой обзор одного из самых интересных и больших мероприятий за этот год, организованный Донским Клубом коллекционеров и реставраторов старинной техники "ДонРетро". В основную программу фестиваля входит выставка старинных мотоциклов, автомобилей и предметов технического антиквариата, а так же "ретро ярмарка" предметов старины. Об этом и многом другом внутри:




  Сперва хочется сказать спасибо всем организаторам данного праздника старины, благодаря которым ретро выставка состоялась. Спасибо вам за прекрасное мероприятие, которое объединило коллекционеров нашего города и обычных людей пришедших посмотреть на всё это, не каждый день выпадает шанс воочию узреть такие редкие и интересные экспонаты, которые были представлены на выставке.

Посещение данной выставки было намечено очень давно, с момента посещения музея сельскохозяйственной техники: http://kerrangjke.livejournal.com/12474.html . Так как люди которые пригласили меня в этот музей являлись  по совместительству и главными организаторами ретро фестиваля, информацию о нём я узнал один из первых. Долго готовясь и планируя посещение фестиваля, всё как обычно пошло не по плану. И вот опоздав на открытие, в спешке и суете выдвигаюсь на несколько часов позже запланированного времени. Приехав на место, я не смог сразу сориентироваться на местности, но звук доносящейся советской музыки подсказал мне направление.

Прибыв на место, к своему сожалению я узнаю, что очень много автомобилей участвовавших в выставке уже разъехались, поэтому не теряя времени начинаю осматривать часть площадки где выставлена техника.

Первой машиной оказался Луаз-967:



Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское обозначение ЛуАЗ-967 - полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности.

Был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, а также установки отдельных видов вооружения. В серийном производстве с 1961 года на Луцком автозаводе. На базе ТПК были созданы гражданские автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302 и их модификации.

Транспортёр, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении.

После этого удивительного экспоната мой путь лежал к целому ряду военной техники, первой из которых оказался БТР-40:



БТР-40 - советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Был разработан в ОКБ ГАЗа в 1947-1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР. Будучи разработан под влиянием опыта использования поставленных в годы Второй мировой войны бронетранспортёров США, прежде всего M3, в системе вооружений Вооружённых Сил СССР БТР-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра, параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от последнего БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.

Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8 500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортёра и лёгкой пулемётной ЗСУ. БТР-40 использовался Советской Армией в 1950-1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году. БТР-40 также активно поставлялся на экспорт, по меньшей мере в 18 стран, как партнёрам СССР по ОВД, так и третьим странам, и использовался во многих локальных конфликтах. Хотя по состоянию на 2010 год, большинство бронетранспортёров этого типа были сняты с вооружения, ряд стран продолжает использовать машины этого типа.

Рядом стояла наша родная и любимая Катюша (ЗИС-6 БМ-13):



Катюша - появившееся во время Великой Отечественной войны 1941-45 неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (БМ-8, БМ-13, БМ-31 и других). Такие установки активно использовались Вооружёнными Силами СССР во время Второй мировой войны. Популярность прозвища оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град». Версий происхождения этого названия очень много, поэтому озвучивать все не стану, эту информацию вы можете найти и сами.



По соседству стояли две машины марок: ГАЗ-ММ и ГАЗ-51:



Первая из которых так же очень знаменита. ГАЗ-ММ (полуторка) - грузовой автомобиль Горьковского автозавода, грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем ГАЗ-М, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. До 1942 года ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел.



Годы выпуска ГАЗ-ММ: на ГАЗе - 1938-1946, на УАЗе - 1947-1949, по некоторым данным, выпуск продолжался до 1956 года. В 1942-1945 годах на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки - ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации. Основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов.

В общей сложности с 1932 г. было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. - 138 600 экземпляров. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей.



ГАЗ-51 - советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 50-70-х годов. Первые опытные образцы с индексом ГАЗ-11-51 были созданы перед Великой Отечественной войной, серийное производство развернуто с 1946 года. В 1955 году был освоен модернизированный ГАЗ-51А, производившийся до 1975 года. Было выпущено 3 480 000 экземпляров всех модификаций.

По советской документации ГАЗ-51 производили в Польше как Люблин-51 (польск. GAZ Lublin-51), Северной Корее как Сынри-58 и Китае как Юэцзинь NJ130.

На ретро выставке так же было представлено множество зарубежной техники, например Willys MB 1942-1945 годов:



Willys MB (Виллис) - американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW). Считается родоначальником внедорожников - неприхотливых легковых автомобилей повышенной проходимости.



Похожая (а может быть и она) катала по площадке детвору, даря незабываемые впечатления подрастающему поколению:



Пока я смотрел за веселящимся народом, успел заметить как уже погружают и увозят ГАЗ-67Б:



ГАЗ-67Б - советский военный полноприводный легковой автомобиль с упрощённым открытым кузовом, имевшем вырезы вместо дверей. Представляет собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она создан под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллеристский тягач.



В Красной армии эта машина называлась «козёл», «козлик», «пигмей», «блоха-воин», ХБВ (хочу быть «Виллисом») и «Иван-Виллис». В Польше существовали названия «газик» или «Чапаев». Объёмы производства ГАЗ-67Б в годы войны были сравнительно невелики - 4851 ед., что составляло менее 1/10 от поставок в СССР ленд-лизовских Willys MB и Ford GPW, так как основное внимание уделялось производству бронеавтомобиля БА-64Б, с которым джипы были унифицированы по шасси. Объём производства ГАЗ-67Б до конца войны было произведено 1714 ед., а всего до конца выпуска в 1953 году - 92 843 ед.

После войны ГАЗ-67Б активно использовался не только в армии, но и в МГБ, МВД, геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве и т. д. На его базе выпускалась бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН, а также снегоочистители.

Рядом с военной техникой был небольшой "уголок" техники "Бизон" ( http://kerrangjke.livejournal.com/12474.html). Данные экспонаты мне оказались очень знакомыми, как и человек который приводил данную паровую машину в действие, в процессе работы которой она издавала громкий гудок, схожий с паравозовским локомотивом:



Данная паровая машина называется Merlin, произведена во Франции в 1928 году. Завод-изготовитель Vierdzon Cher. Номер машины 7. Целое столетие сила пара играла большую роль в сельском хозяйстве, приводя в движение молотилку, соломопресс и другую технику. Мощность: 8 Бар.



Рядом стоял Dodge Ute, так же привезённый из музея Бизона, специально для ретро фестиваля:



Отвлечёмся от техники и обратим внимание на атмосферу ретро фестиваля. Одно из самых главных это то, что этот фестиваль подарил огромное количество позитивных эмоций нашим детям. Ведь сейчас довольно-таки мало вообще каких-либо мероприятий, а уж тем более бесплатных. Поэтому было очень приятно видеть улыбки подрастающего поколения, горящие от удивления глаза детей.





Что касаемо поколения "старой закалки" - то тут почти как в песне, смысл тот же: Это пригодится взрослому дядьке за 50, вспомнит о 90-ых, себя в них перенеся....(каста - Пусть пригодится).
Прекрасный повод вспомнить о былых временах, советской эпохе и так далее, здесь это всё есть. А поддерживалось это настроение ностальгии не только старинными экспонатами в виде техники и других приятных мелочей, но и постоянно играющей советской и другой классической музыкой:



Приятно удивило большое количество людей с старыми советскими фотоаппаратами, пришедшие запечатлеть это всё на память:





Ну и куда же без советских аппаратов с газировкой, которые стояли не только для вида:



Вернёмся к экспонатам выставки, только теперь уже к двухколёсным друзьям человека. Здесь вам и Jawa, BMW, Тула и многое многое другое:



Немного подробнее о каждом, Jawa Babetta:



Время шло, а мотопродукция Чехословакии ориентированная главным образом на экспорт в СССР и другие страны восточного блока, все более отставала от мирового уровня. На западных рынках мотоциклы чешского производства находили все меньше покупателей. В 70-е годы в программе Jawa главной новостью стала новая модель Jawa-350/634, серийное производство которой началось в 1973 году. Модернизированный двухцилиндровый двухтактный двигатель, был установлен в новую раму - трубчатую, дуплексного типа, созданную на основе превосходных спортивных мотоциклов фирмы.



Эта модель была ориентирована на требования рынка СССР и стала единственным дорожным мотоциклом в программе фирмы. Единственной альтернативой стал мопед Jawa-Babetta, производство которого началось в 1971 году на филиале в Поважске Быстрице. Очень похожий на Puch-Maxi, он имел одноцилиндровый двухтактный горизонтальный двигатель, с автоматическим сцеплением без коробки передач.

ВП-150 Вятка 1957-196&x:



Вятка ВП-150 - первый советский мотороллер производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. Выпускался с 1957 по 1966 год. Является копией итальянского мотороллера Vespa 150GS 1955 года.

А вот и родной мотороллер, Тула Тулица, хозяином которой является знакомый мне человек, помогающий иногда с моим основных хобби.



Тулица - мотороллер производства СССР. Начало производства - конец 1970-х. Этот мотороллер стал наследником более ранней модели - мотороллера «Турист». Мотороллеры этой серии обычно были двух цветными: светло-серым и зеленым. Внешность немного отличается от Туриста.

Основное отличие от «Туриста» - увеличенная мощность двигателя, 12-вольтовый аккумулятор (вместо двух 6-вольтовых), отсутствие инструментального ящика над колесом и глушитель мотоциклетного типа (как и у мотороллера «Турист-М»). Ручка воздушного корректора располагается рядом с рукояткой переднего тормоза. Мягкая подвеска, два упора для стоянки - боковой и центральный. Устройство двигателя такое же как и у более ранних моделей, за исключением системы впуска, благодаря чему и увеличена мощность.

А вот один из самых узнаваемых - BMW R 75:



BMW R75 - комбинация мотоцикла и коляски эры Второй мировой войны, произведенная немецкой компанией BMW. В 1930-ых BMW производила много популярных и очень эффективных мотоциклов. В 1938 развитие R75 началось в ответ на запрос с немецкой армии.

а вот этот дедушка постоянно стоял возле него и рассказывал что-то, правда на фоне немецкой машины смотрелся очень странно:



после он заметил, что его фотографируют и стал позировать... Жест в стиле "врёшь! не возьмёшь!"



Третье колесо коляски вели с осью, связанной с задним колесом мотоцикла. Они были оснащены захватом отличительные и выбираемые дорожные и передаточные отношения для бездорожья, через которые работали все четыре и реверсоры. Это сделало очень маневренным R75 и способным преодолевать любую местность.



BMW R75 и ее конкурент, Zündapp KS 750 широко использовались Wehrmachtом в России и Северной Африке, хотя после периода оценки стало ясно, что Zündapp был лучшей машиной. В августе 1942 Zündapp и BMW, на убеждении армии, согласовали стандартизацию частей для обеих машин, с целью возможного создания гибрида Zündapp-BMW, в котором коляска BMW 286/1 будет привита на Zündapp KS 750 мотоциклов. Они также согласились, что изготовление R75 прекратится, как только производство достигнет 20,200 единиц.

Рядом стоял ещё один из семейства "немецких", R 35:



Следующим экспонатом был Паннония 250:



Двигатель «Паннонии» не выделялся высокой форсировкой, хотя мощность его в ходе модернизации выросла с 10 до 18 л. с. Тем не менее он работал практически на любом сорте бензина, который продавался у нас в стране: и на Б-70, и на А-72, и А-76. Эта всеядность тоже способствовала популярности машины. И еще - между головкой и цилиндром отсутствовала прокладка. В известной степени это был плюс: отпадала необходимость в поисках пустячной, но важной детали, нередко повреждаемой.
  Нельзя пройти мимо мелочей, к которым чепелевцы относились «по большому счету». Очень полезными, например, оказались замочки на траверсе руля и крышке инструментального ящика. Конструкторы не поскупились и оснастили мотоцикл как боковым упором, так и откидывающейся подставкой. Очень тщательно подошли они к выбору декоративного покрытия для наружных деталей, создающих общий облик машины. Здесь особенно было важно не увлечься украшательством и не погнаться за дешевизной. Хромированные обода колес, выпускные трубы и глушители, ободок фары; полированный алюминий тормозных барабанов и выступающих деталей крышек картера двигателя; черный жаростойкий лак на цилиндре и хорошо «отпескоструенный» картер - все эти на первый взгляд мелочи создавали «Паннонии» репутацию красавицы.
  Машина была рассчитана на эксплуатацию с боковым прицепом. Хотя для этого обычно использовались более мощные мотоциклы с двигателями рабочим объемом 350 см3 и более. С учетом особенностей «Паннонии» завод «Чепель» освоил для нее выпуск очень легкого (всего 70 кг) бокового прицепа «Дуна» с алюминиевым кузовом. Между прочим, он на 25 килограмм был легче наших прицепов к «ИЖ-Юпитеру».



Honda Giorno - самый популярный ретро-скутер. Такая популярность Honda Giorno вызвана его относительно не высокой от 25000 до 30000 р. стоимостью и потрясающей надежностью. Выпускался с 1992 по 1998 год -скутеров свежее не существует. Honda Giorno выпускалась в двух модификациях Honda Giorno и Honda Giorno DX (Deluxe-отличается от обычной наличием большего количества хрома - капля на баке, хромированный ободок на клаксоне и заднем стоп-сигнале, хромированная накладка на глушителе). По сути своей Honda Giorno - это Honda Tact AF24. Максимальная скорость его от 55 до 58 км/ч. Honda Giorno привлекает простотой в ремонте, наличием любых запчастей и стайлинга в шаговой доступности, возможности использования как на городских, так и на проселочных дорогах, седло условно двухместное - людям средней комплекции будет на нем откровенно тесно, но при установке усиленного заднего амортизатора, кратковременная поездка вдвоем не доставит хлопот.

Был и такой красавец, правда узнать о нём что-либо так и не удалось, но показать его я обязан:



Многое из представленной техники намотало не одну сотню тысяч километров, при этом сохранило свой прекрасный первозданный вид:



а вот о таком я мечтал всё своё детство:



Спустя некоторое время подтянулся и представить современных мотоциклов, только не в качестве экспоната, а сугубо как средства передвижения. Правда молодёжь данная Honda заинтересовала не меньше:



Закончим на весёлой ноте, Самокат Деревянный Обычный, средняя скорость 3-5км\ч.
Индивидуальный дизайн, деревянная отделка, хромированные колёса и мощный движок...:



На этом первая часть описания ретро фестиваля подходит к концу. Во второй части всё самое сладкое: советские и зарубежные ретро автомобили; ретро ярмарка, на которой представлено огромное количество редких и интересных вещей, а так же раздел под названием "люди".

Наша группа Вконтакте: http://vk.com/urbanrostov

Источники: http://retro-rus.ru

культурно-историческое, Ростов-на-Дону, техника

Previous post Next post
Up