Новогоднее краеведение Ставрополя

Jan 25, 2020 16:00

  Обзор интереснейшего краеведческого музея в Ставрополе. Вспомним историю его становления, прогуляемся по всему зданию и посмотрим на музейные экспонаты, которых тут огромное количество. Это и многое другое внутри поста:




  Предыдущий, он же последний в прошлом году пост ( https://kerrangjke.livejournal.com/130211.html) завершил на своеобразной сборной солянке Ставрополя, где как раз успел упомянуть о музее, в который мы сейчас отправимся. Пожалуй, именно с такой, культурно-исторической части хочу начать новый год обзоров, а то всё заброшки да уныние... Как и положено - для начала история данного учреждения.



В 1852-м году по решению городской Думы на Александровской площади было решено устроить двухэтажный каменный новый Гостиный ряд. "Объявить торговцам, - говорилось в заявлении Думы, - буде они желают устроить на новой Базарной площади новый Гостиный ряд, то подавали бы об этом просьбу до апреля следующего года". Однако прошло ещё 20 лет, прежде чем проект нового гостиного ряда встретил своё воплощение. Так в 1872-м году на северной стороне Александровской площади, до этого имевшей разные наименования - Воробьёвская, Соборная, Парадная, а в советские годы - им. Луначарского и, наконец, Ленина, на средства Ставропольского купечества по проекту архитектора Павла Григорьевича Воскресенского и его помощника, архитектора П.Н.Никифорова, строительным подрядчиком Г.Масловым был возведен новый гостиный ряд, имевший два этажа. Новый Гостиный ряд стал украшением Александровской площади. Здесь имели свои лавки самые известные купцы города  - Меснянкины, Плотниковы, Деревщиковы, Стасенковы, Конюховы. Стоит отметить, что их торговые лавки располагались на первом этаже здания, а товар они держали на втором. Между тем в местной газете "Ставропольские губернские ведомости" за 1872 год можно найти следующую запись проектировщика Гостиного ряда П.Воскресенского: "Я строю не только для настоящего, но и для будущего: может быть, когда-нибудь город вздумает устроить здесь концертный зал, народную аудиторию или что-нибудь в этом роде".



Действительно, если первоначально в здании обосновались местные купцы, открывшие свои торговые лавки с товарами на втором этаже, то в 1913 году верхний этаж занял музей наглядных учебных пособий нотариуса Георгия Константиновича Праве, до этого ютившийся в небольшом здании в Торговом переулке. Музей был основан 24 февраля 1905 года. В скором времени началась перестройка здания. На перестройку потребовалось 37000 рублей серебром. При этом были сделаны железобетонный пол восточного крыла верхнего этажа, внутренний балкон для осмотра экспозиций, поставлены специально изготовленные витрины и шкафы, устроено паровое отопление, электрическое освещение. Тогда же ".. из прохода, что посреди здания, служившего местом торговли мелких торговцев и коробейников, сделали великолепный вестибюль...". Наряду с учебными пособиями основателя  Г.К.Праве в экспозиции музея находились коллекции, собранные зоологом Н.Я.Динником, ботаником А.Норманом, историком И.Кувшинским. Коллекционер - любитель Евсеев пожертвовал музею древнее индо-персидское оружие: стальной шлем, кольчугу из стали, щит, налокотники, меч, секиру, шашку с золотыми насечками и серебряной рукояткой,  булаву, которые употреблялись в ритуальных праздниках, коллекцию персидских серебряных монет...



С начала Первой мировой войны фонды городского музея имени Г.К.Праве пополнились экспонатами музея Самурского пехотного полка, ушедшего из Ставрополя на фронт. То были награды самурцев - георгиевские трубы, разнообразные награды за победу над персами и турками, за взятие Хивы и Бухары, за пленение Шамиля. Коллекция кавказского оружия стала основой "оружейной палаты" музея. Уже позже в музее были размещены экспонаты из экспозиции военно-исторического музея "Храм Славы" из Тифлиса, перевезенного сюда в связи с возможным вторжением Турции в Грузию. Революционные события 1917 года не оставили в стороне городской музей имени Г.К.Праве. 9 апреля 1917 года в "Известиях Ставропольского губернского Комитета общественной безопасности" выходит статья, посвящённая созданию отдела революции при городском музее им. Праве. Данный текст дошёл до нашего времени: "Граждане! Ставропольский губернский статистический комитет общественной безопасности приглашает вас к созданию отдела революции при городском музее им. Праве. Пусть сохранятся в нем все лозунги революции, имевшиеся на знаменах в незабвенные для ставропольцев 8 и 12 марта. Сохраните и несите в музей эти знамена и флаги революции с древками во всей их неприкосновенности. Собирайте и несите в музей все произведения печати: газеты, журналы, воззвания, объявления. вышедшие в дни революции и имеющие выходить впредь до созыва Учредительного собрания, а также фотографические снимки и картины, изображающие отдельные моменты революционных дней и событий и новой жизни. Несите все то, что является знаком торжества завоеванной свободы, над чем восторжествовала освобождённая Россия. Желательно, чтобы к знамёнам были прикреплены указания, от кого они поступили. В дни празднования русской революции, труда и женского равноправия эти знамена будут выдаваться для процессий по принадлежности. Приносимое принимается в помещении музея Праве (Верхний базар) от 10 до 12 часов по полудни и от 4 до 7 часов вечера ежедневно, кроме среды и воскресенья".



В советские годы музею Г.К.Праве был передан и нижний этаж бывшего Гостиного ряда. Тогда же его экспонаты пополнились картинами известных мастеров и произведениями искусства, экспроприированными у буржуазии. Так сюда попали экспонаты знаменитой картинной галереи наследников купца Алафузова. В 1921-м году из Пролетарского музея Москвы была доставлена партия картин, изъятых у московских буржуа. В 1925 году в музее создается художественный отдел, куда в том же время из Московского центрального хранилища музейного фонда доставляется 111 предметов: картины Левитана, Брюллова, Поленова, Левицкого; художественные изделия из венецианского стекла, саксонского фарфора и пр.



В 1927 году музей имени Праве сливается с музеем Северного Кавказа им. Прозрителева с его богатейшими этнографическими и прочими экспонатами. В период временной оккупации Ворошиловска (название Ставрополя с 1935 по 1943 г.г.), немецкими войсками краеведческий музей подвергся частичному разграблению. Были похищены кавказское оружие, коллекции древних монет и целый ряд картин, в том числе - И.К.Айвазовского, В.В.Верещагина, А.А.Писемского и других. При отступлении немецкие поджигатели попытались поджечь здание. Спасла его только группа юных патриотов во главе с Владимиром Косиновым, которая сумела предотвратить этот акт. В этот жень погибла вся группа, состоящая из пяти человек. В 1960-е годы после многочисленных реконструкций в музее, он, расширившись и полностью заняв здание на бывшей Александровской площади, все же как бы оставался "в своих пенатах, отведенных для Г.К.Праве". Данный факт породил мнение, что только Г.К.Праве был главным создателем краеведческого музея. В 1979 году вышла книга И.Ф.Земляковой "Поиски, встречи, находки", в которой однозначно говорится о том, что музей был создан именно Г.К.Праве, и вскользь - что после революции в него влились и коллекции краеведческого музея нотариуса и юриста Г.Н.Прозрителева. Позже это утверждение будет опровергнуто.



В послевоенный период сфера деятельности музея расширяется. На него возлагаются функции учёта и охраны памятников истории и культуры. В 1962 году на основе художественного отдела музея учреждается краевой музей  изобразительных искусств. В 1985 году во время реконструкции к зданию музея был пристроен 3-й этаж. В 1993 году музею было присвоено и имя Г.Н.Прозрителева. В 2005 году краеведческий музей имени Г.Н.Прозрителева и Г.Праве отметил 100-летие. Сегодня это уже музей-заповедник с тысячами уникальных экспонатов, границы которых простираются от скифского золота до скелета мастодонтов. Собрания музея отражают его историю и отличаются многообразием, представляя не только край, но и весь Северный Кавказ, так как Ставрополь традиционно рассматривался как культурный, образовательный и научный центр этого региона. В фондах и экспозиции музея хранится и экспонируется более 300 тысяч музейных предметов.



Основная экспозиция представлена 4 залами: залом природы, залом археологии, залом этнографии, и залом истории. Начнём знакомство со скелетов Южного слона: в России полных скелетов только три (в мире всего 5), два из них имеются именно здесь.



Не знаю каким образом, но посетители дали им названия - Архип с Нюсей.



Без подсказок и табличек порой сложно понять, кто это и что это - вот вам, например, скелет кита цетотерия:



Описывать подробно каждый экспонат нет смысла - об этом можно узнать в самом музее, да и размеры блога тогда вырастут до энциклопедии, поэтому мой пост сугубо ознакомительный, дабы подтолкнуть вас к посещению. Кстати, несмотря на первые январские числа, когда большинство населения находится в алкогольной или похмельной коме, в музее было достаточно много посетителей, чему был удивлён и рад.









Пока шли к следующей экспозиции, заметил какой-то огромный пень. Оказывается, это спил 700 летнего дуба!



Заходим в один из самых интересных залов, ну или по-крайней мере самых красивых экспонатов:



Пожалуй, меньше текста - больше фото:







Чего только нет в недрах земли Ставропольской! Надеюсь, что смогу всё-таки попасть в урановые рудники рядом, где понаблюдаю за некоторыми минералами вживую.













Судя по надписям, то колбочка ещё с давних времён и тех самых коллекций, которым уже с сотню лет!



Ну и конечно, куда же без тех, кто то или иное добро находил, и с помощью каких инструментов:



Вернёмся к теме животных:



Надо отметить, что сотрудники музея сделали всё очень качественно и круто. Крепко жму руку и говорю спасибо за работу! И ещё, в целом, музей напоминал мне Азовский краеведческий, который для меня является своеобразным эталоном в Ростовской области.









Но какими бы хорошими не были мастера, чучела всё равно порой выглядят упорото:







На этом осмотр первого этажа подошёл к концу, пришло время подняться чуть выше. Поможет нам в этом крутая (во всех смыслах) винтовая лестница:



Забальзамированные животные иногда выглядят не упорото, а страшно - как из фильма ужасов:





Но подобного здесь не так много, куда больше действительно привлекающих внимание вещей. Как внешне, так и в информативном плане:









Совсем забыл сказать, что со второго этажа можно глянуть на всё то, что смотрели до этого:





А вот теперь перейдём к коллекции, число которой даже сложно представить:



Бабочки - очень много бабочек!





Пока шли к основной лестнице на последний этаж, сбоку заметил бурого медведя. Сразу вспомнился наказ взрослых - не прислоняй на морозе язык к железякам! Видимо, мишка не послушался, вот теперь залип, только лапами... На самом деле стоит он тут ещё с времён Праве, когда служил в качестве сбора визитных карточек именитых гостей.



Откройте, водоканал!



Прежде, чем перейдём к более интересной для меня теме, осмотрим ещё немного залов на тему далёких времён:









Очень интересный экспонат - преградненский крест 11 века. Если будет время, то обязательно изучите его историю - в интернете или находясь непосредственно в музее.



Соседний зал предпочёл обойти стороной, так как там...



Зато в фойе была небольшая выставка приуроченная к прошедшему на днях празднику, только с упором на советское прошлое:





Рассматривая всё это, захотелось скорее вернуться домой: достать шарики и космонавтов, поставить красную звезду на макушку ёлки, включить старые гирлянды...



Небольшой макет Ставропольской крепости, выполненный в 1977 году к 200-летию города:



Думаю, о крепости можете найти огромное количество информации в интернете, поэтому не буду занимать пост лишним текстом:



Так как ЖЖ не пропускает в один пост много картинок и текста (стоят ограничения), то придётся разделить обзор на две части. В продолжении будет самое интересное - так что бегом смотреть!

Наша группа Вконтакте: https://vk.com/urbanrostov

культурно-историческое, Ставрополь, музей

Previous post Next post
Up