Замок истории. Часть 2

Dec 06, 2019 12:50

  Продолжение обзора о Донском военно-историческом музее, который расположен в хуторе Недвиговка. Во второй части нас ждут старые автомобили, артиллерия и оружие разных эпох. Всё это и многое другое внутри поста:




  Продолжу вторую часть обзора с того места, где закончил в предыдущем посте ( https://kerrangjke.livejournal.com/128692.html). Итак, бронеавтомобиль БА-20 - был разработан на базе легкового автомобиля ГАЗ-М и выпускался с 1938 по 1941 год. Корпус сварной из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм. Боевое отделение располагалось в задней части бронеавтомобиля. В смонтированной здесь башне в шаровой опоре устанавливался 7,62-мм пулемет. На бронеавтомобиле устанавливались пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной. В качестве средств связи использовалась радиостанция 71-ТК-1.



Машина широко использовалась в Красной Армии как средство командирской разведки, связи и боевого охранения. Был разработан также вариант для движения по железной дороге со скоростью 80 км/час. Этот легкий бронеавтомобиль, как и его модернизированный вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии. Модернизированный вариант БА-20М появился в 1938 году и отличался от базовой машины новой башней конической формы, наличием дополнительного топливного бака и новой радиостанцией 71-ТК-3. Бронемашины БА-20 и БА-20М состояли на вооружении Красной Армии и принимали участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол, на КВЖД, а затем на фронтах Великой Отечественной войны.



Знаменитая "Эмка" (ГАЗ-М1) - это второе поколение автомобилей ГАЗ. Перед началом Великой Отечественной войны в различных штабах и тыловых учреждениях Красной Армии использовалось более 10500 легковых автомобилей ГАЗ-М1. Автомобиль ГАЗ-М1 имел неплохие скоростные характеристики. На шоссе он развивал скорость до 105 км/ч, для разгона с места до скорости 80 км/ч ему требовалось 24 секунды. Средний эксплуатационный расход топлива составлял 14,5 л на 100 км. Несмотря на то, что ГАЗ-М1 создавался как гражданская модель, его проходимость по грунтовым дорогам была достаточно высока, что позволило создать на его шасси бронеавтомобиль БА-20. Автомобиль ГАЗ-М1 выпускался до 1943 года. Всего было выпущено 62888 машин этого типа, значительная часть которых использовались Красной Армией до конца войны. На базе ГАЗ-М1 было разработано много модификаций "Эмок". Например, пикап ГАЗ-М-415 мог перевозить до 400 кг грузов. С 1938 года появились "Эмки" ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3485 куб.см и мощностью 76 л. с. На основе ГАЗ-11-73 была сделана "Эмка" ГАЗ-11-40 с кузовом типа фаэтон.



Артиллерию помимо Катюши представляет и немецкое 75-мм легкое пехотное орудие, 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2, 45-мм противотанковая пушка и так далее.



Мотоциклов пока всего-лишь две штуки - BMW R-61 и М-72. К началу Великой Отечественной потребность Красной Армии в тяжёлой мотоциклетной технике не была в достаточной степени удовлетворена. В первую очередь это казалось качественных показателей. Стоявшие на вооружении ТИЗ-АМ600, ПМЗ-А750 быстро устаревали и не отвечали всё более возраставшим требованиям. В начале 1940 года в Москве было созвано совещание военных и гражданских специалистов по мотоциклам и представителей заводов. Военные потребовали немедленно освоить выпуск более мощного мотоцикла. В качестве образца был взят немецкий БМВ-Р-71, один из самых мощных мотоциклов немецкой армии тех лет. Из Германии были доставлены несколько экземпляров Р-71 и передали их на Московский мотоциклетный завод (ММЗ), где и был освоен выпуск новой марки М-72. Мотоцикл был оснащён телескопической передней вилкой, оппозитным двигателем мощностью 22 л.с. Привод на заднее колесо осуществлялся с помощью карданного вала. Весной 1941 года опытные образцы М-72 продемонстрировали в Кремле представителям командования Красной Армии. Сборка велась на Московском автозаводе имени Сталина (ЗиС), а после эвакуации завода в г. Миасс некоторое время М-72 отправлялись на фронт с конвейера Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Выпуск мотоцикла продолжался всю войну и после неё, вплоть до 1961 года М-72 широко использовался как в действующей армии, так и в тылу, зарекомендовав себя надёжным и безотказным. Позже раму и двигатель этого мотоцикла использовали для создания новой модели М-63 и семейства мотоциклов «Урал».



BMW R-61 с полной уверенностью можно сказать, что были самыми распространёнными в немецкой армии. Кроме специально разработанного мотоцикла, вермахт получил в своё распоряжение ещё 8 моделей прославленной марки. Получив задание от высшего военного начальства, на проектирование тяжелого колясочного мотоцикла с приводом на колесо коляски, фирма создает одну из легендарнейших машин Второй Мировой. Мотоцикл оснащался 746-кубовым оппозитным двигателем, мощность 26 л.с.. Для удобства обслуживания коромысло каждого клапана закрывалось отдельной крышкой. В системе зажигания использовалось магнето, оснащенное механизмом автоматической регулировки угла опережения зажигания. Впервые модель R61 была представлена на автомобильной выставке в феврале 1938 года в Берлине и создавалась как современная туристическая машина. В действительности R61 явилась развитием модели R6, получив новую раму и свечную подвеску. Нижнеклапанный шестисоткубовый двигатель, управление и светотехника остались прежними. Большой крутящий момент и мощность 18 л.с. сделали этот мотоцикл самым излюбленным для эксплуатации с боковым прицепом. За четыре года, с 1938 по 1941, было выпущено 3747 экземпляров этой модели.

Кстати, чтоб сфотографировать эти мотоциклы, пришлось отстоять около 30 минут, дабы дождаться момента, когда за их рулём никого не будет. Всё тщетно - пожалуй, это самые любимые объекты детворы!)



Поэтому решил бросить это дело и вскарабкался на Тигра, чтоб запечатлеть весь ангар с высоты.



Совсем забыл рассказать о стрелковом оружии, за которым постоянно выстраивалась очередь. Ещё бы, ведь можно было всё потрогать, покрутить, спустить курок... На полу также имеются: немецкий единый пулемёт Mg-34, Советский пехотный пулемёт ДП-27 и танковый ДТ, Чехословацкий станковый пулемёт ZB vz. 37 и ручной пулемет ZB vz. 26, Советский станковый пулемёт Максима обр. 1930 года и многое другое. Описывать каждый из них не стану, так как это затянется на ещё один обзор.



Есть и то, что трогать нельзя, поэтому находится под стеклом:





Только на этой фотографии видно Американский пулемёт "Браунинг" М1919, Советский карабин обр. 1938 года и винтовка Мосина обр.1891/30г., а в руках у тётеньки советская самозарядная винтовка СВТ-40. Это, конечно, не все экземпляры.



Осмотрев и подержав в руках оружие лично, решили покинуть ангар и прогуляться по территории замка. К удивлению, двор был забит детьми и их родителями - где-то показывали сцены расстрела, на броневике Ленин что-то рассказывает, дымят самовары с горячим чаем, рядом ребятня кидает гранаты в импровизированный ДОТ... В общем, началась такая активная движуха везде и всюду!) Конечно, это не могло не радовать.



Но уж простите, не могу обойтись и без ложки дёгтя. Как минимум, стоит упомянуть о том, что территория музея местами выглядит как действующая стройка. Ощущение, что пришёл в гости, где только что отремонтировали одну квартиру, но все остальные десять находятся в начальной стадии. Понимаю, что владельцу хотелось как можно скорее начать окупать всё, но поторопился, как мне кажется. Во-вторых, заметил много непонятных для меня нюансов, например, какие-то вопрос\ответ с гостями. Я, как человек интересующийся историей, не смог ответить ни на один вопрос - что же говорить о пришедших гостях. Шутливые формы подачи о советском прошлом, всё как-то несерьёзно и в игривой форме. Может, ворчу как старый дед, но с моей колокольни видно именно так. Хотя, когда видишь улыбки и горящие глаза детей, которые только что приехали с покатушек на танке, лошадях или военной машине - начинаешь забывать о негативе. Правда, это удовольствие оплачивается отдельно.



В общем, задел у музея хороший, осталось лишь довести всё до ума. Если у владельца не очередная мысль как заработать бабки на былой истории страны - то всё получится, я в этом уверен.

Отдельное спасибо тем, кто заполнял информацией сайт музея, с которого я брал тот или иной описательный материал. Только вот проверьте правописание, так как порой очень много ошибок. Ну и отдельное спасибо коллеге со Ставрополя - Саша, ты гуру военной тематики!

Наша группа Вконтакте: https://vk.com/urbanrostov

культурно-историческое, Ростовская область, военное, музей

Previous post Next post
Up