Jan 16, 2017 22:00
Написала про новую региональную политику. По итогам Гайдаровского форума и собственных наблюдений за жизнью на протяжении последних 20 лет. Читайте в послезавтрашнем "Караван+я"
Неравенство между областями России нарастает
В развитых регионах люди живут на 17 лет дольше, чем в неразвитых
На прошлой неделе на Гайдаровском форуме мы с большим интересом приняли участие в дискуссии о новой региональной политики России. Эта дискуссия была призвана подготовить материалы для Указа президента России, где впервые с 1996 года будут сформулированы основные принципы взаимодействия Центра и регионов.
Выводы неутешительные: как в мире усиливается разрыв между технологически развитыми странами и всеми остальными, которым, похоже, их никогда не догнать, так и в России нарастает неравенство между регионами. И несмотря на то, что федеральная власть, как мифологический Прокруст, стремится «там подрезать, здесь натянуть», одни регионы будут развиваться дальше, а другие могут даже исчезнуть.
Почему получилось у них, а не у нас?
У Москвы с регионами отношения специфические. Самый страшный сон Кремля - сепаратизм. «Берите суверенитета столько, сколько унесете», - сказал покойный Ельцин, и на этой волне в 90-е годы в России начала расти могучая региональная элита. Губернаторы бодались с мэрами, диктовали свои условия центру, и, в конце концов, объединились в партию «Отечество» вокруг Евгения Примакова и Юрия Лужкова - с тем, чтобы взять власть из рук ослабевшего Ельцина. Это совершенно не входило в планы всесильных тогда олигархов, и покойный Борис Абрамович Березовский мгновенно создал противовес губернаторской партии, «Единую Россию». Региональное начальство, привыкшее «колебаться вместе с курсом», быстро «переобулось», и в результате «Единая Россия» поглотила это самое «Отечество». Относительно самостоятельные региональные князья быстро сошли на нет, тем более, что вскоре были отменены прямые губернаторские выборы.
В период роста цен на нефть с регионами был разговор короткий. Основным источником пополнения бюджета были нефтедобывающие области, поэтому тем главам, кто пытался «качать права», настаивать на том, чтобы на территории оставалось больше собираемых налогов, быстро указывали на это обстоятельство. Мол, вы сами ничего не зарабатываете, это мы вас кормим. Вертикаль власти выстроилась до такой степени, что любая инициатива на местах стала казаться неуместной. Губернаторский корпус вырождался.
Сегодня Россия столкнулась с противоречием, которое сложно разрешить. Понятно, что надеяться на нефтяные деньги бесперспективно, и надо развивать экономику всех регионов, заводить в России свое сельское хозяйство, промышленность и т.д. Но как только на губернаторском посту оказывается сильная фигура, способная решать эти задачи, « с мест» начинаются напоминания о том, о чем в Москве предпочитают забыть: что Россия - федеративное государство, что на уровне региона должно быть больше полномочий. Словом, сильные главы проблемнее, чем слабые, они чувствуют за собой определенные права. Что и показала сессия Гайдаровского форума, посвященная перспективам региональной политики, прошедшая 12 января в Российской академии народного хозяйства и государственного управления.
В президиуме находились самые сильные губернаторы, чьи регионы являются донорами федерального бюджета. Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области, Рустам Миннеханов, глава Татарстана, Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края, Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области, Светлана Орлова, губернатор Владимирской области, Антон Алиханов, врио губернатора Калининградской области. Характерно, что Калужская, Владимирская и Ульяновская область до недавних пор были еще более депрессивными, чем Тверская. И только за счет таланта руководителей они смогли выйти в другую категорию - хотя предпосылки были хуже, чем у нас.
«Ну ты и влип!» (обращение к губернатору)
Модератор дискуссии, руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин в своем вступительном слове сказал о том, что по прогнозам экспертов ЦСР в ближайшие годы усилится роль крупных городов, как места концентрации знаний и ресурсов. «Страны сегодня конкурируют крупными городами». А между городами усилится конкуренция за людей. (Мы знаем, что в последнее время в рамках «усиления вертикали» роль городов на российской политической карте специально нивелировалась. Города - они ведь рассадник вольномыслия). Но это тема еще одного большого разговора. А пока - мнения губернаторов.
Анатолий Артамонов, глава Калужской области - автор экономического рывка региона, гораздо более слабого, чем даже Тверская область.
- Мое твердое убеждение, что для регионов нужна мотивация. Если что-то получилось сделать, должны появляться дополнительные возможности. Не думаю, что это делается умышленно, но та политика, которая осуществляется сегодня Минфином, носит дестимулирующий характер. Если регион добивается роста бюджетных доходов, то он сразу вылетает из всех программ помощи федерального центра, и софинансирование становится заоблачным - не 5% от региона и 95% от федерального центра (например, на строительство школ - прим.ред.), а наоборот. Получается такая запретительная мера.
Количество регионов доноров уменьшается. А Калужская область взлетела в доноры, и сразу обожгла себе перышки, - грустно заметил Анатолий Артамонов, и продолжил: - Не надо бить молотком по голове тех, у кого что-то получилось только что. Дайте этим регионам хоть чуть-чуть пожить. А то тут на форуме в кулуарах все ко мне подходят, и говорят: «Ну ты и влип»
От индустриальных парков в Калужской области федеральный бюджет получил 272 млрд рублей, а региональный - 32 млрд. Централизация нарастает, сейчас на все над испрашивать санкцию Москвы, между тем, как в регионе, по словам Артамонова, многое виднее.
- Не надо отдавать нам полномочия, затрагивающие конституционный уровень. Но почему штраф за неправильную парковку должны назначать из Москвы?
Рустам Миннеханов, глава Татарстана, развил тему:
- Поддержу старшего товарища. Мы тоже регион-донор, регионы - основа экономики страны. У нас по итогам прошлого года - рост экономики, но получилось так, что 8 млрд у Татарстана забрали. А что такое 8 млрд? Это 8 школ, большая протяженность новых дорог.
Глава Татарстана имел в виду, что в минувшем году произошла централизация 1% налога на прибыль, остающегося в регионах, а также централизация ряда других доходов областей-доноров - для перераспределения средств отстающим.
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский говорил, в основном, о том, что огромное количество усилий тратится на преодоление разного рода барьеров. И тоже сетовал на отсутствие мотивации, и на то, что из-за введения новых правил бюджет края потерял в минувшем году огромную сумму - 4 млрд рублей.
- Развитие требует большого участия государственного бюджета. Прибыль можно сделать инвестиционным ресурсом.
Красноярский край поставил задачу за шесть лет, с 2015 года, увеличить бюджет на 100 млрд рублей. И прирастить инвестиции на 30%. Для большинства регионов России - фантастические цифры.
- Важная задаче - развивать университет. Теперь университет должен быть приоритетом для каждого региона, - заметил красноярский губернатор.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подтвердил:
- Сегодняшняя система распределения полномочий не обеспечивает стимулов для развития (Ульяновская область потеряла 1,5 млрд рублей, и это огромная потеря для этого региона, не богатого, в отличи от Красноярского края и Татарстана, природными ресурсами).
- Давайте вспомним, что мы федеративное государство - нужно больше свободы и доверия. В регионах есть неэффективные предприятия, которые находятся в федеральной собственности, но чтобы передать их землю и имущество в развитие, никаких сил не хватит. Перезрел вопрос о передаче на региональный уровень контрольно-надзорных органов и ряда федеральных структур. Надо освободить федеральную власть от вопросов озеленения, вывоза мусора, городского благоустройства. Для людей нет разделения на уровни, они не различают государственные органы, региональные, муниципальные - для них это все государство.
Ульяновская область лидирует в привлечении высокотехнологичной промышленности за счет кластерного подхода. Но, по словам губернатора Морозова, запланированные в бюджете деньги на развитие кластеров в регионы так и не поступают. Три года назад выявили 25 кластеров - денег не дали. Год назад осталось 10 кластеров - но и денег по-прежнему нет.
Светлана Орлова, недавно избранная губернатором Владимирской области, по отзывам своих сотрудников, «не женщина, а танк». Ее лоббистские возможности таковы, что команда не успевает перерабатывать достигнутые губернатором договоренности, выводить их на реальные дела. В регионе создано 7,5 тысяч рабочих мест, причем в высокотехнологичных сферах. 30 новых производств появилось в депрессивной Владимирской области - с подачи губернатора туда пошли государственные корпорации. На миллион человек в год вырос туристический поток, появился первый в России частный город «Доброград», построенный инвестором, пришедшим из компании «Аскона».
- Мне может, и не надо федеральных денег. Только не мешайте. Вот, отняли у Владимирской области 1 млрд 300 млн. А я сделала бы из них три миллиарда, и пустила бы средства на развитие.
Антон Алиханов, временно исполняющий обязанности губернатора Калининградской области, новый человек в губернаторском корпусе, но уже оказался в президиуме с главами-тяжеловесами:
- Калининград - тоже регион-донор, за счет свободной экономической зоны. Налоги от свободной экономической зоны в наш бюджет не поступают, сразу уходят в центр.
Анклав России на Балтике требует особого внимания. Так, калининградские производители столкнулись с тем, что все их льготы нивелируются тем, что при вывозе товаров в Россию приходится два раза проходить пограничный контроль. Бюджет Калиниградской области потерял 1 млрд рублей - это огромная сумма для региона.
- Надо вернуться к идее Калининграда как моста между Россией и Европой, развивать высокотехнологичные, прорывные направления.
За лидерами уже не угнаться?
Александр Цибульский, заместитель министра экономики РФ, напомнил, что Россия - самая большая по территории страна мира, и лишь девятая в мире - по численности населения. Этот разрыв создает множество проблем
За последние 20 лет разрыв между развитыми и неразвитыми регионами увеличивается. В развитых регионах России, например, даже продолжительность жизни выше на 17 лет. И отдача от инвестиций будет в 10 раз больше. Получается, что, например, той же Тверской области уже не угнаться за лидерами.
Такое неравенство создает политику разных возможностей. По словам Алексея Праздничных, специалиста-регионоведа, эксперта форума, инновации смогут развиваться только в 20% регионов России. Остальным нужно повышать качество человеческого капитала и развивать инфраструктуру - авось, что-то получится.
- Однозначно не имеет смысла поддерживать высокий уровень населения. Надо снижать барьеры для межрегиональной миграции. За счет развития регионов-лидеров будут богатеть и соседи.
Для Тверской области, ближайшего соседа Москвы, это особенно актуально. Других-то шансов разбогатеть, пожалуй, и нет, только излишками московских и питерских благ воспользоваться.
Алексей Кудрин подвел итог дискуссии такими словами:
- В регионах есть резерв для развития России, но этот резерв надо раскрыть с помощью правильной настройки, корректировки отношений с центром.
P.S. Да, вы спросите, был ли на этой панельной дискуссии губернатор Тверской области Игорь Руденя или другие представители правительства Тверской области? Отвечаем: не было, мы участвовали и за них, в том числе