Dec 31, 2016 12:05
Уже лет 20 в предновогоднем номере «Караван+Я» мы пишем о тверском священномученике владыке Фаддее (Успенском). Тверского епископа убили в застенках НКВД 31 декабря 1937 года, и таким образом он стал покровителем Нового года в нашем городе. Мало кто из тверитян помнит об этом в предновогодней суете. А помнить прошлое надо - чтобы страшные годы не повторились.
31 декабря в Вознесенском соборе Твери обычно совершается пышная архиерейская служба. У мощей святого Фаддея служит, как правило, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, в окружение священников и иеромонахов. И удивительным контрастом выглядит пышность одежд нынешнего тверского владыки с аскетизмом и бедностью прославляемого святого.
Даже сотрудники НКВД, когда пришли арестовывать тверского архиепископа, были поражены бедностью, в которой он жил. Эта бедность сопровождала владыку Фаддея с самого начала его архиерейского служения. Будучи епископом Астраханским, в начале 20-х годов, он ходил в заплатанной рясе, пешком. Для богослужений имел одно лишь облачение (а не пятьсот одно, как нынешний митрополит Тверской и Кашинский Виктор).
«Подлинно святым человеком» называл Фаддея патриарх Тихон, тоже священномученик, тоже неразрывно связанный с тверской землей святой. Он утешал отчаявшихся, которых было так много в те страшные времена, исцелял больных и подавал пример истинно христианского отношения к людям.
В 1993 году я ходила на молебны на могиле владыки Фаддея: в начале 1938 года верующие тайно похоронили своего архиепископа на Неопалимовском кладбище, там, где сейчас Восточный мост (напротив мелькомбината). Обретенные мощи святого долго исследовал иеромонах Дамаскин, крупнейший в России специалист по житиям новомучеников советского времени. После его экспертизы мощи архиепископа Фаддея нашли приют в только-только открывшемся Вознесенском соборе Твери. Вокруг архиепископа-новомученика стала складываться новая община, к нему шли люди, вновь обретшие Христа, - шли как к живому и находили у него утешение.
Многие из этих людей стали священниками, служат теперь в разных храмах Тверской епархии. Миряне разбрелись по другим церквям, но регулярно приходят к мощам владыки Фаддея помолиться.
Нынешнему настоятелю Вознесенского собора Дионисию (Батраеву) тогда было пять лет, и он ходил в детский сад далеко отсюда, на Украине. Он не знает этой романтической эпохи возвращения православия, когда храмы были далеки от роскоши, но души людей горели желанием послужить Богу и народу. Сегодня Вознесенский собор - самый богатый собор Твери, на проходном месте, с огромными оборотами. И, кажется, молодой настоятель воспринимает его как выгодный бизнес. И что же, это значит, что не надо ходить в этот храм?
В житии св. Фаддея есть просто параллельный настоящему момент. Когда в 30-х годах все храмы Твери были захвачены обновленцами и тверского архиепископа вытеснили служить в единоверческую церковь на Соминке, прихожане спрашивали его, можно ли ходить на службу в Спасо-Преображенский собор (главный храм Твери, тогда еще не взорванный советской властью).
Владыка отвечал: там же мощи святого Михаила Тверского, как можно к нему не ходить! Вот и мы идем не к иеромонаху Дионисию или митрополиту Виктору - мы идем к священномученику Фаддею. И в чем помощи у него не попросим - в том он поможет. Я знаю по себе, он слышит наши молитвы и предстоит за нас перед Богом.
Ну а что до нынешнего руководства Тверской епархии, тут вспоминается один византийский случай. Некий святой старец, возмущенный поведением тогдашних церковных иерархов, молился ко Господу: мол, за что нам такие пастыри? И получил ответ: «Искал для вас еще хуже, но не нашел».
Паства, видимо, достойна только таких пастырей. Исправимся мы - и священноначалие обновится.