И снова про Тверскую митрополию

Oct 31, 2016 17:08

«Духовные скрепы»
Государство и Церковь - тверское переплетение

Основные политические новости прошлой недели в Тверской области были на пересечении политики светской и церковной. Официально объявлено, что в следующем году на юбилейные торжества в честь 350-летия обретения мощей святого Нила Столобенского в Нило-Столобенскую пустынь приедет патриарх Кирилл. Неофициально стало известно, что с третьего этажа областной администрации съезжают чиновники - якобы там должен разместиться митрополит Тверской и Кашинский Виктор с присными.

Почему  Тверь не в чести у патриархии?
Патриарх Кирилл уже второй раз посетит наши пределы. Первый раз это тоже были большие юбилейные торжества, 900-летие Старицкого Свято-Успенского монастыря, родины первого русского патриарха Иова, отмечавшееся в 2009 году. Было это два губернатора тому назад, еще при Дмитрии Зеленине, в абсолютно другой по духу стране.
А вот покойный патриарх Алексий II принципиально не баловал ближайшую к Москве епархию Русской православной церкви. Кажется, Алексий не был в Твери в 1995 году, когда приезжал на торжества в честь перенесения мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нилову пустынь. Точно он не посещал Тверь в 2003 году, когда присутствовал на освящении Троицкого храма в селе Завидово.
Владыка Виктор, тогда еще епископ Тверской и Кашинский, долго не становился при патриархе Алексии митрополитом, хотя до него наша епархия была митрополией.
Да и при патриархе Кирилле в патриархии отношение к нашей епархии мало изменилось. Есть мнение архимандрита Тихона (Шевкунова), настоятеля Сретенского монастыря на Лубянке, митрополита Иллариона (Алфеева)… Пока Тверской митрополией руководит Виктор, многие проекты, которые могли бы реализоваться здесь, блокируются в церковных верхах.
Другое дело, будет ли лучше при другом архиерее. Так, Казанская епархия, где некоторое время назад разразился гомосексуальный скандал в тамошней семинарии (главный фигурант этого скандала, архимандрит Кирилл (Илюхин) нашел себе прибежище в Твери. - Прим. ред.), радостно проводила прежнего митрополита Анастасия. Однако прошло немного времени, и духовенство взвыло: новый митрополит, не вызывая таких вопросов к своей личной жизни, как отставной Анастасий, в несколько раз повысил ставку «епархиального налога».
«Вы еще вспомните добрым словом «брежневского старичка» Виктора», - предупреждал нас в одном из разговоров протодиакон Андрей Кураев, достаточно много внимания уделивший разоблачениям «голубого лобби» в РПЦ. Возможно, он прав. Это какая-то российская аксиома: каждый последующий начальник оказывается хуже предыдущего.

Синдром выгорания
Губернатор Игорь Руденя - человек искренне верующий, православный. Понятно его уважение к владыке Виктору. Но православие отличается от католицизма тем, что у нас нет презумпции непогрешимости. Ни у патриарха, ни у архиереев. В принципе, архиереи - просто начальствующие над иереями, не более того.
Ситуация переезда епархиальных служб в областную администрацию сама по себе очень двусмысленна. Она не может не вызвать бурной реакции, по преимуществу негативной. И это может серьезно расколоть общество.
Сегодня налицо кризис переосмысления роли РПЦ в жизни страны, причем не только со стороны людей внешних, атеистически настроенных, но и со стороны церковного люда, мирян и духовенства. В последнее время этот процесс переосмысления вылился на страницы православных СМИ, сайтов, в дискуссию, которая идет с привлечением известных богословов, протоиереев, игуменов. Спровоцировала всплеск дискуссии вышедшая этой осенью книга «Исповедь бывшей послушницы» Марии Кикотъ. Девушка семь лет прожила по монастырям и без прикрас описала эту жизнь. Никто не отрицает изложенные факты, духовенство и миряне только сокрушаются: как же все дошло до такой катастрофы?
В 90-е годы считалось, что дело - за возрождением внешней стороны церковной жизни. Чем быстрее возродятся храмы и монастыри, с одной стороны, и чем строже будут соблюдать посты и другие правила церковной жизни сами верующие, с другой стороны, тем быстрее Русь вновь станет святой. Однако спустя 25 лет мы дальше от святости, чем в те времена. Многие люди, истово соблюдавшие посты все эти годы, причащавшиеся каждый месяц и пропустившие 25 лет считанное количество воскресных литургий, стали задаваться некоторыми вопросами. «А есть ли посреди нас Христос? Где братская любовь? Где евхаристическое общение? Почему в храмах, куда мы ходим десятилетия, мы только захожане, а не прихожане?».
К сожалению, ответы на эти вопросы люди не получают, что ведет, в случае с искренне верующими и думающими православными, к некоторому «расцерковлению». То есть человек сам для себя принимает какую-то внутриправославную стратегию и следует ей без прежнего фанатизма, но с большим осмыслением своего христианского поведения. Я много общаюсь с такими людьми, с теми, с кем вместе, бок о бок, мы добивались возвращения Церкви Вознесенского собора Твери в начале 90-х. У всех примерно одни и те же настроения: они видят, что творится в церковной верхушке, понимают, что все зашло куда-то не туда, поэтому тихо стоят за печкой в ближайшем храме, ни на что не претендуя.
С духовенством, которое пришло в своем большинстве в Церковь тогда же, в начале 90-х, происходят еще более сложные и тяжелые процессы. Тем, кто воцерковлялся лет в 35-40, сегодня уже за 60. Тогда это было как мобилизация: профессора, секретари райкомов, инженеры, художники бросали все и рукополагались.
Все эти годы романтично настроенных интеллигентов методично превращали в унылых требоисполнителей и кадиломахателей. Их духовные таланты, в большинстве своем, оказались зарыты в землю. Мало того, с достижением пенсионного возраста наши священники и на пенсию-то выйти не могут - будут получать минимальную социальную пенсию. Зарплаты в храмах платятся «по-черному», благо налоговые инспекторы к ним отродясь не заглядывали. А еще из храма, который с таким трудом 20 лет восстанавливался, священника могут просто выгнать. Мало ли, приедет очередной молодой поп с Украины, понравится архиерею…
Сейчас многие тверские священники сильно болеют, едва ноги волочат. Служат без вдохновения, многие впали в различные соблазны. Но священнический путь - это не просто работа, это выбор судьбы. И менять судьбу на склоне лет не каждый может. Тем более, что многие расценивают сложение сана как «предательство Христа».

Служить Богу или Мамоне?
Если сажать духовенство в государственных учреждениях, то надо быть честными и идти до конца. Например, сделать как в Греции. Греческая православная Церковь - государственная. Священники там получают зарплату из бюджета, как, например, врачи. И, соответственно, им гарантирована пенсия. Не знаю, как финансируются архиереи в Греции, но суда по тому, что с виду они просты, и ажиотажа в храмах их появление не вызывает, думаю, будет уместна параллель с главврачами. Государство выделяет деньги на содержание и реставрацию церквей, так что и тут вопросы решены.
В других странах, например, в Германии, существует «церковный налог». Вы платите 2% с ваших доходов, и сами определяете, на содержание какой конфессии должны пойти эти деньги. Или, если вы атеист, эти деньги направляются на науку.
Наша Русская православная Церковь заигрывает с государством, и принимает на себя все идеологические претензии к российской власти. Но их финансовые отношения основаны на бессистемных подачках, которые доходят только до верхушки РПЦ. Рядовые священники должны платить епархиальный налог. Епархии, соответственно, платят в патриархию.
То есть, подачки власти плюс поборы с церковных низов - это все оседает у епископата и патриарха. Священник же из ближайшей церкви вынужден зарабатывать всеми способами и на ремонт разрушенного советской властью здания, и на жизнь себе и церковным сотрудникам. Клянчить деньги у спонсоров, чуть ли не с гармошкой вприсядку плясать перед богатыми людьми, прощать им все грехи, пить с ними водку и т.д. А также заниматься коммерцией. Это ведет к духовному выгоранию, которое в Тверской митрополии сейчас наблюдается массово.
Самое опасное, это то, что общественные процессы устроены по принципу маятника. Чем сильнее маятник улетел в одну сторону, тем сильнее он будет лететь в другую. Сейчас владыка Виктор и наместник Вознесенского собора иеромонах Дионисий (Батраев) (29-летний питомец Казанской духовной семинарии, о которой мы писали выше, несколько лет назад приехал с Украины) мечтают сесть в кабинете рядом с губернатором. Дионисий рассказывает всем, что он, дескать, «духовник Игоря Рудени».
Возможно, пока что губернатора это устраивает. Но не боятся ли уважаемые духовные лица, что настроение может перемениться?
Мария Орлова
 
Previous post Next post
Up