Итоги выборов. Кто, где, почем?

Sep 19, 2016 19:49

Подсчитали. Прослезились?
Итоги выборов в Тверской области

18 сентября Тверская область выбирала себе губернатора, депутатов Госдумы по одномандатным округам и партийным спискам, депутатов ЗС по одномандатным округам и партийным спискам. Ну и по мелочи: районное собрание Спировского района, Вышневолоцкую городскую думу, городской совет Калязина.

Выборы губернатора
В общем, результаты «больших» выборов были предсказаны заранее. Известно, что существовала негласная директива провести по всем одномандатным округам на выборах в Госдуму кандидатов от «Единой России». Что и произошло, за крайне небольшим исключением. Этот же принцип был без каких-либо креативных нюансов перенесен на выборы в Законодательное собрание Тверской области. По одномандатным округам в ЗС тоже не прошел ни один кандидат от оппозиционных партий.
На выборах губернатора Тверской области ожидаемо победил назначенный в марте 2016 года временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Руденя. Он набрал 72,13% голосов, в общей сложности за него проголосовали 318 676 человек. Это неудивительно, удивительно то, что немало народа при этом отдали свои голоса чисто техническим кандидатам. Кандидат от ЛДПР Антон Морозов, славный тем, что внешне необычайно похож на персонажа фильма «День выборов» губернатора Цаплина, набрал 14,73% голосов (это, на минуточку, 65 000 человек).
Кандидат от партии-спойлера «Коммунисты России» Илья Клейменов набрал 9,7% голосов. Учитывая, что Клейменов вообще не вел никакой кампании, 42 856 проголосовавших за него жителей Тверской области - факт весьма примечательный. Избиратели не в курсе, что «Коммунисты России» созданы с единственной целью оттянуть голоса у КПРФ Зюганова. Видят в списке кандидата с пометкой «коммунист» и голосуют, кто бы он ни был, хоть неведома зверушка.
И все равно результат Игоря Рудени позволяет предположить, что он с легкостью выиграл бы выборы и у реального кандидата. Незачем было снимать с губернаторской гонки кандидата от КПРФ Вадима Соловьева. Кампания по выборам главы Тверской области могла бы пройти по более легитимному сценарию, не оставляя у людей такого чувства разочарования. Ничего не изменилось бы, набери Руденя не 72%, а, скажем, 52%. Но история не терпит сослагательного наклонения, что сделано, то сделано.

За какие партии голосовали тверитяне?
На выборах в Государственную Думу Российской Федерации по партийным спискам «Единая Россия» набрала 47,83% голосов. Что это означает? По территориальному партийному списку от Тверской, Ярославской, Ивановской и Костромской областей в Госдуму, после того как Владимир Васильев, победивший по одномандатному округу (об этом чуть ниже) уйдет с первого места, в Госдуму имеет шанс пройти Евгений Шамакин, председатель Тверского регионального отделения Пенсионного фонда. Правда, перед ним в территориальном списке - сама Валентина Терешкова, а также по известному политику из Ярославля, Иванова и Костромы. В понедельник, когда мы пишем эту статью, пока не завершены все подсчеты, и точно сказать, проходит или не проходит Шамакин, невозможно.
По территориальной списочной группе «Справедливой России» в Госдуму вроде бы все же прошел Алексей Чепа. Вадим Соловьев тоже попадает в следующий состав Госдумы по спискам КПРФ. И даже «губернатор Цаплин», кандидат в Госдуму Антон Морозов имеет хорошие шансы пройти в Государственную думу по спискам ЛДПР, освободив место в Законодательном собрании Тверской области для своих еще менее известных в региональной политике коллег.

Наши в Госдуме
С одномандатными округами по выборам в Госдуму, где избиратели голосовали не за партии, а за конкретных кандидатов, все просто. Здесь подсчеты завершены. По Заволжскому округу (Заволжский район Твери и весь запад Тверской области) победил депутат Госдумы многих созывов, хороший друг нашей редакции Владимир Васильев. Он набрал 125 522 голоса. Следом за ним, с большим отрывом идет представитель КПРФ Артем Гончаров, 33 870 голосов. Удивителен результат кандидата от ЛДПР Владимира Барастова. Васильев и Гончаров буквально пропахали округ насквозь, встречались с тысячами людей, постоянно давали комментарии СМИ. А Барастов кампанию почти не вел, но набрал 25 551 голос.
Кандидат от «Справедливой России» Тимур Каноков набрал 15 227 голосов. Кандидат от партии «Парнас» Марина Белова из деревни Галки Торжокского района - 10 635 голосов (эта симпатичная девушка - открытие нынешних выборов, думаем, мы о ней еще услышим). Кандидат от «Яблока» Александр Сорокин, известный тверской эколог - 7 309 голосов.
По Тверскому округу (три района Твери и восточная часть области) результат был менее предсказуем. Светлана Максимова, кандидат от «Единой России», относится к разряду людей, попавших в политику, можно сказать, случайно. Во времена губернатора Дмитрия Зеленина был запрос на общественного деятеля-фермера, желательно женщину. Максимова подошла под внешние параметры, и «ее стали двигать по общественной линии». От присутствия этой дамы в Госдуме никому ни тепло, ни холодно, интересы области не лоббируются, интересы фермеров не защищаются. Собственно, ни у врио губернатора, ни у «Единой России» не было особых стимулов тащить этого бесполезного кандидата в парламент. Но, видимо, сработала инерция. И административный ресурс стал работать на Максимову. Она набрала 69 341 голос.
Алексей Чепа, гораздо более влиятельный депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия», вложил в выборы огромное количество сил и средств, но набрал вдвое меньше, 35 280 голосов. У Вадима Дешевкина, мощно, но поздно стартовавшего в выборную кампанию от партии «Родина», 12 624 голоса. Бежецкий предприниматель Игорь Алексеев, человек реально много сделавший для округа, набрал 8698 голосов - против Ильи Клеменова, «коммуниста России», который, не ударив палец о палец, собрал 9420 голосов. По праву эти коммунистические голоса должны были принадлежать Людмиле Воробьевой, кандидату от КПРФ. Но она получила 24 212 голосов жителей округа, люди просто запутались в компартиях (как и было задумано политтехнологами).

Законодательное собрание: оппозиция уменьшается
На выборах в Законодательное собрание Тверской области по партийным спискам «Единая Россия» набрала 46,47% голосов.
КПРФ набрали 16,17% голосов. Многие избиратели путали зюгановскую компартию с «Коммунистами России» некоего Сурайкина, партией-спойлером, появившейся в 2012 году, чтобы оттягивать голоса неразобравшихся избирателей. Эти «Коммунисты» набрали 2,26% голосов. Если сравнивать с результатами ЛДПР - 16,13%, получается, что не будь партии Сурайкина, КПРФ все же ненамного обыграла бы ЛДПР (17,79%).
«Справедливая Россия» показала по Тверской области результат чуть выше, чем в среднем по России - 11,44%. «Яблоко» в Тверской области собрало 3% голосов избирателей. Это тоже больше общероссийского результата.
Как мы уже сказали, ни один одномандатник от оппозиционных партий не прошел. Поэтому уже сейчас можно сказать, что в Законодательном собрании Тверской области подавляющее количество депутатов будет представлять «Единую Россию». Это не очень хорошо, потому что именно единороссы всегда голосуют только так, как им велит исполнительная власть, не вдумываясь. В прошлом ЗС довольно серьезную силу представляла фракция КПРФ: коммунисты голосовали против назначения губернатора Шевелева, последовательно голосовали против утверждения его заместителей (и были, как выяснилось, правы). Теперь коммунистов в ЗС будет не восемь человек, а четыре. От «Справедливой России» вместо четырех депутатов проходят всего два. А от ЛДПР, наоборот, вместо двух - четыре.

Почему избиратель не пошел на выборы?
Явка по Тверской области составила 39-40%. 60% жителей Тверской области участие в выборах не приняли по тем или иным причинам. Кто-то заканчивал дачный сезон, сажал чеснок. Кто-то держал фигу в кармане. Итог один: беспрецедентно низкая явка и беспрецедентная победа «Единой России». Собственно, с этими целями день выборов и был перенесен с декабря на сентябрь. «Сушить явку» оказалось более выгодно, чем заниматься открытыми фальсификациями и «каруселями», как в выборы 2011 года.
Около 14% проголосовавших голосовали на дому, по открепительным удостоверениям, досрочно и т.д. - такие способы голосования всегда были любимы специалистами по «выборным технологиям», ибо позволяют контролировать волеизъявление избирателя. Огромное количество бюджетников голосовало так, как велело начальство - среди учителей, врачей и воспитателей детсадов, особенно в глубинке, мало «революционеров». Когда в нищем Оленинском районе почти 86% избирателей голосуют за кандидата от «Единой России» Сергея Голубева, это о многом говорит. Люди просто боятся, и страх движет их выбором.
А более свободные граждане, получив пачку бюллетеней, просто растерялись, и часто голосовали по принципу «пальцем в небо». Мало кто понимал, кто эти люди, что это за фамилии, почему партии, куда они все избираются. На моем избирательном участке наблюдала такую сценку - пожилая интеллигентная пара отбраковывала кандидатов по принципу года рождения: «Так, 1992-й? Это ж нам во внуки годится, что он понимает? 1986-й? Тоже соплив еще…». Рядом подслеповатая женщина водила пальцем по сведениям о кандидатах: она обнаружила знакомое лицо бывшего мэра Твери Олега Лебедева, и читала мелкий шрифт под его фото. Чувствовалось, что под остальными фотографиями она этот мелкий шрифт не осилит.

Система закуклилась
Подогнать результаты под планировавшиеся заранее не представляло большой трудности. Особенность Тверской области в том, что кто заранее планировал такие результаты - неизвестно. Врио губернатора в тот момент в местных реалиях ориентировался плохо, и списки составлялись совсем мелкими и небескорыстными людьми.
В результате система закуклилась, задраила все форточки, и самовоспроизводится, как некая протоплазма.
Доходит до анекдотов. То, что кандидат по Южному избирательному округу от партии «Единая Россия» Антон Секержицкий имеет судимость за изнасилование, было написано аж в избирательном бюллетене. Что вы думаете, это как-то повлияло на его результат? Нет, Секержицкий набрал 31,04% голосов против 23,24% ближайшего соперника, кандидата от КПРФ Максима Жиркова. Не проще было бы «Единой России» и теперь уже губернатору Игорю Рудене позволить Секержицкому по-тихому проиграть, и забыть об этом унизительном эпизоде политической истории Тверской области? Самому Секрежицкому, право, было бы легче жить - ведь теперь чем больше он будет маячить в общественно-политическом пространстве, тем чаще будет звучать это неприятное «имеет судимость за изнасилование»…
Это совсем вопиющий случай. Но сколько усилий «Единой России» было затрачено на то, чтобы протолкнуть в депутаты людей, которые просто хотят сесть в удобные кресла, и ничего не делать - или использовать свое депутатское положение для продвижения своих темных бизнес-целей? В Госдуму таким образом избрали Светлану Максимову, которая просто не хочет возвращаться к тяжелому и утомительному труду фермера. В Бежецком округе снова избран депутат Владимир Данилов, заседающий в ЗС со времен губернатора Владимира Платова. В Торжокском - всеми правдами и неправдами в ЗС пропихнули «бессловесного» папиного сына Максима Пилюшкина. В Осташковском - все же избрали смутную предпринимательницу Ирину Шереметкер, от которой все местные элиты в перманентном шоке.
Но даже Константин Буевич, победивший в Калининском округе - это верх политической харизмы по сравнению с теми единороссами, которые баллотировались по партийным спискам. Вот уж там действительно «бездна бездну призывает». Думаем, к следующему номеру мы изучим списки, и расскажем вам об этих удивительных людях. А заодно порассуждаем о том, кто будет председателем ЗС, кому достанутся комитеты, и главное, как изменится после выборов политика теперь уже губернатора Игоря Рудени.
А вообще, все не так грустно. Многие, кто баллотировался, например, по Твери, воспринимают закончившуюся предвыборную кампанию как старт выборам в Тверскую городскую Думу. Нынешние выборы - лишь прелюдия к будущим политическим процессам. В обществе произошло некое разделение, все равно проявились два партии, условно говоря, «хороших» и «плохих». И дальше эта кристаллизация только продолжится.
Мария Орлова
Previous post Next post
Up